Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
#2
Фронтовые письма — документы военной эпохи. 

Фронтовое письмо на имя Субхангуловой Асмы Хафизовны от Субхангулова С.Т. от 26.04.1945 г. (солдатский треугольник). Рукопись, 1 лист. Плотная бумага, темные чернила. Неполная: сгибы, пожелтевшая бумага, пятна, разрывы. Письмо было написано на башкирском языке латинскими  буквами.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу. Изучая фронтовые письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. Большая радость была для матери, любимой жены, детям и родным получить конверт — треугольник из бумаги. С трепетом в душе читали эти, порой неразборчивые, строки, от своих близких.
 
Конверт — треугольник. Откуда же взялась необычная форма писем? С 1941 г. в армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой «треугольник». Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. Народ прозвал его солдатским. Письма отправляли бесплатно.
 
Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
 
У таких писем было еще одно преимущество. Ведь их было легко проверить цензорам НКВД, которые просматривали всю переписку. Именно поэтому письма не запечатывали. 
#6
Фрагмент экспоната
Цензоры проверяли письма на предмет наличия в них каких-либо высказываний против системы или же любые ссылки на секретные данные, такие как месторасположение и передвижение воинских частей. Любые спорные места замазывалось чёрной краской, а само письмо отправляли. На почтовые отправления ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
#5
Чаще всего письма с фронта писали «химическим карандашом» — с виду карандаш простой и оставляет серый грифельный след, а при смачивании водой (слюной) написанные буквы становились фиолетовыми и не смывались с бумаги. Если позволяли условия, то писали чернилами при помощи перьевой ручки, но это или из госпиталя (многие школьники приходили помогать раненым бойцам письма писать), или писарь части был «компанейский» парень и позволял использовать реквизит.
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%