Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобными рисунками стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта.
К числу базовых композиций росписи относится композиция с включением мотива «конь». Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету.
В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.
Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например, желтый, охристый, золотистый, оранжевый и другие. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит и определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Большинство окрестных жителей с давних времен слыли искусными ремесленниками. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильщиков, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву — резчиков, плотников, столяров.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Со временем подобными рисунками стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта.
К числу базовых композиций росписи относится композиция с включением мотива «конь». Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету.
В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.
Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например, желтый, охристый, золотистый, оранжевый и другие. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит и определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.