Известный мастер из д. Хлебаихи Лазарь Васильевич Мельников на украшенном инкрустацией донце прялки изобразил в верхнем поле — свадебную сцену «охоты» на невесту, ее волю, изображенную в виде летящей птицы. Всадники — сваты (жених и дружка) являются охотниками за добычей. В среднем ярусе — сцены гуляния, прядения и знакомства, где мастер с юмором вырезал большую собаку, пытающуюся дотянуться до пышного плюмажа на головном уборе кавалера. Встреча с собакой в свадебном обряде считалась хорошей приметой, например, сулила удачное сватовство. В нижнем фризе донца — сцена укрощение коня. Жених сам готовил коней для свадебного поезда. От того, как они поведут себя во время поездки за невестой, часто зависело, будет ли жизнь молодоженов счастливой. Например, считалось «если во время венчания кони стоят смирно, семейная жизнь будет тихая и однообразная, а если бодро — веселая».
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей: самого гребня и донца (гузна, погузка, дна), куда он вставлялся. Кудель в Нижегородском крае надевалась на гребень, а не привязывалась к лопаске как в северных землях. Донца вырезались из осины или липы. Когда прялкой не пользовались, донце вешали на стену, и оно украшало избу как картина. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не декорировалось так многообразно и любовно, как прялка. Свадебный цикл сюжетов, кроме сцен «охоты» на невесту, гуляний и работ по изготовлению приданого, включал катание невесты в карете, посещение молодыми родителей и прочее. Можно сказать, что прялки были мудрыми, поэтичными и задушевными произведениями крестьянского искусства.
Центром производства художественных прялок в Нижегородской губернии с конца XVIII в. был Городец и окрестные деревни — Хлебаиха, Репино, Курцево, Косково по правому берегу р. Узолы, притока Волги. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были конные выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей: самого гребня и донца (гузна, погузка, дна), куда он вставлялся. Кудель в Нижегородском крае надевалась на гребень, а не привязывалась к лопаске как в северных землях. Донца вырезались из осины или липы. Когда прялкой не пользовались, донце вешали на стену, и оно украшало избу как картина. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не декорировалось так многообразно и любовно, как прялка. Свадебный цикл сюжетов, кроме сцен «охоты» на невесту, гуляний и работ по изготовлению приданого, включал катание невесты в карете, посещение молодыми родителей и прочее. Можно сказать, что прялки были мудрыми, поэтичными и задушевными произведениями крестьянского искусства.
Центром производства художественных прялок в Нижегородской губернии с конца XVIII в. был Городец и окрестные деревни — Хлебаиха, Репино, Курцево, Косково по правому берегу р. Узолы, притока Волги. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были конные выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.