Кульминационной точкой Смоленского оборонительного сражения 1941 года стала Ельнинская наступательная операция (30.08—08.09.1941 г.), одна из первых наступательных операций Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Операция была разработана и осуществлена штабом Резервного фронта под командованием генерала армии Г.К. Жукова. Цель операции — ликвидация так называемого Ельнинского выступа, образованного в результате прорыва 2-й танковой группы противника южнее Смоленска. Командование Вермахта планировало использовать этот выступ для возобновления наступления на Москву. 30 августа войска 24-й армии под командованием генерал — майора К.И. Ракутина перешли в наступление. 6 сентября город Ельня был освобожден. Ельнинский выступ был ликвидирован. Враг потерял 75—80 тысяч человек убитыми и ранеными.
На Ельнинской земле родилась советская гвардия. Приказом Наркома обороны СССР от 18 сентября 1941 года 100, 127, 153 и 167 дивизиям было присвоено звание гвардейских (они стали именоваться — 1,2,3,4 стрелковые дивизии). За события 1941 года Ельня была удостоена ордена Отечественной войны I степени. Сейчас город Ельня носит звание Город Воинской Славы.
Центральное место в экспозиции 2-го зала музея занимает диорама «Рождение Советской Гвардии», выполненная художником-баталистом студии имени Грекова Алексеем Николаевичем Семеновым.
Он первым из своего взвода поднялся в атаку с высоко поднятой в правой руке винтовкой. Осколком ему перебило правую руку. Тогда он поднял винтовку левой рукой и с криком «ура» бросился вперед. Бойцы, как один последовали за ним. Истекающий кровью Сашко упал, не добежав нескольких метров до вражеской траншеи, но порыв был подхвачен. Именно А.И. Сашко изображен художником в центре диорамы.
Высота была успешно взята. Успех этого боя облегчил проведение всей наступательной операции по освобождению г. Ельня. 100-я стрелковая дивизия за умелые действия в Ельнинской операции была преобразована в 1 гвардейскую стрелковую дивизию. Ее командиром был наш земляк гвардии генерал-майор Иван Никитьевич Руссиянов (1900–1984).
Справа на диораме видны залпы реактивных минометов БМ-13, которые впоследствии были названы «Катюшами». Эти легендарные боевые машины были применены в ходе Ельнинской наступательной операции.
На переднем плане диорамы сделаны траншеи, окопы, воронки и размещены настоящие предметы, найденные на местах боев под Ельней.
Интересно, что долгое время думали, что А.И. Сашко погиб. Но 7 марта 1943 года в «Литературной газете» появилось сообщение:
И тогда председательствующий торжественно произнес: „Сашко, встань!“. С места неторопливо поднялся невысокий человек и тихо сказал: „Я — Сашко“. Зал взорвался аплодисментами».
Интересна и история создания самой диорамы «Рождение Советской Гвардии».
В 1973 году художник А.Н. Семенов выезжает на Смоленщину, в район деревни Ушаково, где пишет этюды к диораме «Рождение Советской гвардии под г. Ельня. 1941 год» для Смоленского музея-заповедника. Возвращаясь в Смоленск, он остановил попутный грузовик и ехал в кузове с двумя женщинами, местными жительницами. Во время пути разговорились. Одна из них, еще будучи девчонкой, издалека видела тот бой, когда, по ее словам, немецкие и советские солдаты сошлись врукопашную, и над полем битвы «стоял сплошной русский мат». Этот рассказ во многом и подсказал сюжет, легший в основу композиции. При создании диорамы также помогли консультации генерал-лейтенанта И.Н. Руссиянова, руководившего в том бою действиями батарей «Катюш», которые впервые были применены именно в том сражении (по словам А.Н. Семенова).
Это было первое самостоятельное творение художника в области диорамы (до этого Семенов выступал только в качестве помощника при работе над такими произведениями, как «Форсирование реки Великой» и «Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Перми»), и выполнена она, на наш взгляд, блестяще — убедительно передана глубина пространства, она интересна по композиции, передающей напряженную динамику и накал боя, фигуры и движения людей изображены объемно и убедительно. Красное знамя в диораме было пририсовано уже позже, по «идеологическим соображениям».
На Ельнинской земле родилась советская гвардия. Приказом Наркома обороны СССР от 18 сентября 1941 года 100, 127, 153 и 167 дивизиям было присвоено звание гвардейских (они стали именоваться — 1,2,3,4 стрелковые дивизии). За события 1941 года Ельня была удостоена ордена Отечественной войны I степени. Сейчас город Ельня носит звание Город Воинской Славы.
Центральное место в экспозиции 2-го зала музея занимает диорама «Рождение Советской Гвардии», выполненная художником-баталистом студии имени Грекова Алексеем Николаевичем Семеновым.
На диораме запечатлен момент боя подразделения 100-й стрелковой дивизии у деревни Гурьево в 12 км от Ельни 5 сентября 1941 года. Тогда при захвате господствующей высоты отличился старший сержант А.И. Сашко, комсомолец-политбоец из Ленинградского ополчения, заменивший в бою убитого командира.
Он первым из своего взвода поднялся в атаку с высоко поднятой в правой руке винтовкой. Осколком ему перебило правую руку. Тогда он поднял винтовку левой рукой и с криком «ура» бросился вперед. Бойцы, как один последовали за ним. Истекающий кровью Сашко упал, не добежав нескольких метров до вражеской траншеи, но порыв был подхвачен. Именно А.И. Сашко изображен художником в центре диорамы.
Высота была успешно взята. Успех этого боя облегчил проведение всей наступательной операции по освобождению г. Ельня. 100-я стрелковая дивизия за умелые действия в Ельнинской операции была преобразована в 1 гвардейскую стрелковую дивизию. Ее командиром был наш земляк гвардии генерал-майор Иван Никитьевич Руссиянов (1900–1984).
Справа на диораме видны залпы реактивных минометов БМ-13, которые впоследствии были названы «Катюшами». Эти легендарные боевые машины были применены в ходе Ельнинской наступательной операции.
На переднем плане диорамы сделаны траншеи, окопы, воронки и размещены настоящие предметы, найденные на местах боев под Ельней.
Интересно, что долгое время думали, что А.И. Сашко погиб. Но 7 марта 1943 года в «Литературной газете» появилось сообщение:
«Недавно в здании бывшего Ленинградского военно-политического училища состоялась встреча участников Смоленско-Ельнинского сражения. Один из организаторов встречи, М.Т. Кальнин, ветеран 100-й стрелковой дивизии, рассказал о подвиге комсомольца Сашко. Присутствовавшие слушали его затаив дыхание. Посыпались вопросы: „А как погиб Сашко? Известно ли что-нибудь об этом?“.
И тогда председательствующий торжественно произнес: „Сашко, встань!“. С места неторопливо поднялся невысокий человек и тихо сказал: „Я — Сашко“. Зал взорвался аплодисментами».
А.И. Сашко родился в 1920 году. До войны он работал на одном из ленинградских заводов, был комсоргом цеха. После войны жил в родном Ленинграде, работал шрифтовиком на комбинате графического искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. После открытия музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» дважды приезжал в него и встречался с жителями города Смоленска.
Интересна и история создания самой диорамы «Рождение Советской Гвардии».
В 1973 году художник А.Н. Семенов выезжает на Смоленщину, в район деревни Ушаково, где пишет этюды к диораме «Рождение Советской гвардии под г. Ельня. 1941 год» для Смоленского музея-заповедника. Возвращаясь в Смоленск, он остановил попутный грузовик и ехал в кузове с двумя женщинами, местными жительницами. Во время пути разговорились. Одна из них, еще будучи девчонкой, издалека видела тот бой, когда, по ее словам, немецкие и советские солдаты сошлись врукопашную, и над полем битвы «стоял сплошной русский мат». Этот рассказ во многом и подсказал сюжет, легший в основу композиции. При создании диорамы также помогли консультации генерал-лейтенанта И.Н. Руссиянова, руководившего в том бою действиями батарей «Катюш», которые впервые были применены именно в том сражении (по словам А.Н. Семенова).
Это было первое самостоятельное творение художника в области диорамы (до этого Семенов выступал только в качестве помощника при работе над такими произведениями, как «Форсирование реки Великой» и «Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Перми»), и выполнена она, на наш взгляд, блестяще — убедительно передана глубина пространства, она интересна по композиции, передающей напряженную динамику и накал боя, фигуры и движения людей изображены объемно и убедительно. Красное знамя в диораме было пририсовано уже позже, по «идеологическим соображениям».