Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «History of Moscow for kids and adults»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Блок белокаменного фриза Богоявленского собора

Technique
Белый камень; теска, резьба
2
Open in app
#2
Основания стен Богоявленского собора 1690-х гг. Богоявленского монастыря в Китай-городе были сложены из камней, полученных от разборки древнего сооружения XIV века. Несколько блоков были украшены характерной раннемосковской резьбой. Основу резного узора белокаменного блока образовывает круг: попарно соединенные круги составляют только нижнюю часть орнамента, верх же — это диагонально расположенные «трилистники», сходящиеся к центру, из которого, огибая  «сердечко», к середине верхнего края тянутся два побега. Мотив центрального «сердечка» — двойного лепестка — редко встречается в московской резьбе. Для технического исполнения блока характерна «стесанность» поверхности, остающейся непроработанной в выпуклых местах; двойная линия, образующая побеги; архаичность (или примитивизм) резьбы.

В своей монографии «Древние монастыри Москвы» Леонид Андреевич Беляев так описывает белокаменный резной фриз древнего Богоявленского собора (автором раскопок которого он является): «…основания стен храма 1690-х гг. сложены из камней, полученных от разборки древнего сооружения [XIV века]. …Среди этих камней был встречен ряд блоков, несущих остатки архаической фресковой росписи. Кроме того, в западной стене снаружи было обнаружено два блока одного типа (тип А), а в основании центральной апсиды нынешнего собора, и в фундаменте южной стены колокольни — три блока другого (Б) типа, украшенных характерной раннемосковской резьбой. …находка камней типа А и Б — случай неординарный в архитектурной археологии Москвы…

Узор типа А — круговидные переплетенные побеги, раскрывающиеся „кринами“. Важным его элементом является широкое введение в мотив „двойного лепестка“ („сердечка“), который в полном раппорте повторяется четырежды, причем занимает в малом побеге место центрального, обычно остроконечного, листа. Такое широкое введение „сердечек“, вообще нечастых в московской резьбе, встречается впервые. Необходимо отметить, что тип Б, явно связанный с предыдущим, также использует „сердечко“ — правда, только одно, в самом центре узора и сравнительно маленькое. Основу типа Б также образует круг, но здесь попарно соединенные круги составляют только нижнюю часть орнамента, верх же — это диагонально расположенные „трилистники“, сходящиеся к центру, из которого, огибая „сердечко“, к середине верхнего края тянутся два побега… Близость технического приема — характерная „стесанность“ поверхности, остающейся непроработанной в выпуклых местах; двойная линия, образующая побеги; архаичность или примитивизм резьбы, равно как и размеры, — позволяют рассматривать камни обоих типов как происходящих от одного сооружения…»
#3
read morehide

Блок белокаменного фриза Богоявленского собора

Technique
Белый камень; теска, резьба
2
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%