Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Десятинный монастырь. Колокольня

Dimensions
37x25 cm
Technique
Акварель
1
Open in app
#12
Илья Иосифович Кушнир — архитектор, художник-график, исследователь древнерусской архитектуры. Известен как талантливый архитектор, восстанавливавший Новгород, пострадавший в период войны, и замечательный художник-график.

Про монастырь. Задолго до основания Десятинного монастыря, вероятно, на этом месте в 1170 году произошла известная битва новгородцев с суздальцами, в которой, согласно широко распространенной легенде, новгородцы победили благодаря чуду иконы «Знамение».
#9
Примечательно, что этот монастырь — единственный из девяти существовавших в древности в черте вала Окольного города сохранил почти полностью свою территорию и большую часть застройки. В плане монастырь имеет вид правильного четырехугольника. 
Все постройки монастыря разновременные. Временем возникновения монастыря считается 1327 год, когда архиепископ Моисей возводит церковь Рождества Богородицы «на Десятине». Но не исключено, что Десятинный монастырь мог быть основан и раньше.
#4
На это указывает икона «Успение» начала XIII в. из Десятинного монастыря, хранящаяся сейчас в Третьяковской галерее. Не совсем ясно, что послужило причиной названия монастыря. Термин «десятина» в древнерусском языке был многозначен. По Уставу князя Владимира Святославича 10-я часть дохода — церковная десятина — отделялась в пользу церкви. Десятиной именовалась и сумма, которая собиралась «десятинниками» с монастырей и церквей в пользу Софийского собора. Десятиной называли также княжеские имения, это, скорее всего, могло дать имя монастырю. Возникший на бывшем княжеском участке земли, монастырь стали называть «на Десятине», а позднее Десятинским или Десятинным.
#6
На протяжении всей своей истории Десятинный монастырь разрушали и разоряли. Он никогда не принадлежал к числу наиболее богатых и сильных. Только в XVII веке, когда монастырем управляла игуменья Улита, принадлежавшая к хорошей семье и обладавшая связями, монастырь начал процветать. 
#7
Церковь претерпела реконструкцию, а монастырь получил разные льготы (обеспечение земель, освобождение от уплаты сборов, казенное содержание в пути и в столице). В эти же годы в монастыре поселилась богатая вдова Агафья Семеновна Аничкова — представительница древнего новгородского боярского рода, которая преподнесла в дар монастырю все свои земли, более 2000 десятин и 400 с лишним душ крепостных крестьян. В XVIII веке монастырь потерял все свои владения по церковной реформе, проведенной Екатериной II. До 1764 года в монастыре проживали «престарелые и увечные инвалиды», которых начали присылать на пропитание еще при Петре I. Позднее, в XVIII веке, здесь находилась женская тюрьма. В XIX веке богатство Десятинного монастыря постепенно росло. В это время монастырский ансамбль, состоявший ранее из деревянных построек, постепенно обновился в камне. Все постройки монастыря разновременные. Самая ранняя из сохранившихся построек монастыря — двухэтажные настоятельские кельи.

Основательно разрушенное в годы войны здание восстановлено не полностью, только его южная часть. Сейчас в нем размещается правление новгородского отделения Союза художников России. В южной части монастырской территории находился каменный двухэтажный корпус для сестер.Сейчас это здание используется под творческие мастерские художников. Западная часть монастырской территории ограничена протяженным одноэтажным каменным зданием, которое объединяло в себе трапезную, кухню, хлебопекарню и квасоварню. Интересно отметить, что в 1901 году к этому зданию был проведен водопровод, что в те времена для провинциального Новгорода было редкостью. В северном здании ныне располагается Государственный Музей художественной культуры Новгородской земли.
#8
Про сооружение. Колокольня была сооружена в начале XX века и сменила обветшавшую каменную колокольню 1811–1813 гг. До 1940-х годов основной монастырский комплекс не подвергся разрушению, но сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны: был утрачен шатер колокольни, разрушен Рождественский собор и корпуса келий. 
Вид на колокольню
#10
Часть сооружений и колокольня были восстановлены в ходе реставрационных работ в 1975–1983 гг. 
В своей акварели «Десятинный монастырь. Колокольня» Илья Иосифович показал, как выглядела колокольня Десятинного монастыря в 1948 году, до реставрационных работ 1975–1983 гг.
#11
read morehide

Десятинный монастырь. Колокольня

Dimensions
37x25 cm
Technique
Акварель
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%