Деревянная миска изготовлена на токарном станке. На донной части с внешней стороны вырезан символ в виде солярного знака. Символ свастика — это солнечный, солярный знак. Основной смысл — движение. Земля движется вокруг солнца, четыре времени года постоянно сменяют друг друга. Смысл символа — не просто движение, а вечное движение мироздания. Некоторые исследователи объявляют свастику отображением вечного вращения галактики. Свастика — символ солнца, упоминания о ней есть у всех древних народов.
#1
Евлоев А.Б.
Деревянная миска
#4
#7
Деревянная миска
#6
Данная миска ритуальная, принадлежала роду Евлоевых. И данный знак — тамга древнего рода Евлоевых. Ингушские средневековые тамги (родовые знаки), еще сравнительно слабо изучены.
Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом, культовой постройкой (храмом, святилищем, священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной. Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества. И каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества. Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку (Д.Чахкиев).
Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись еще и перстни-печатки с изображением тамг. Последними часто скреплялись документы при заключении различных договоров и соглашений (с Россией, Грузией и др.). Например, в 1810 году при «приведении к присяге на вечное подданство» России, «лучшие и почетнейшие люди шести фамилий ингушского вольного и никому неподвластного народа приложили перстные свои печати» на итоговом договоре-соглашении. Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», который использовался во время всенародных праздников и торжеств (Д.Чахкиев). Недавно стали известны и ритуальные чаши (из серебра и дерева) с изображением тамг, принадлежавшие некогда жителям сел Таргим и Евлой.
В-третьих, обладатели тамг постоянно должны были подтверждать свое право иметь их. И это на практике осуществлялось, как правило, не только силой оружия, но и высокими морально-нравственными качествами, благими деяниями и поступками их для всех членов общества. Только в этом случае с ними считались, они решали судьбоносные вопросы жизни народа.
В-четвертых, согласно бытовавшему в это время у ингушей обычному праву «за нанесение ущерба, оскорбления или подделку» тамги на виновного обществом «налагался штраф в размере 1/3 крови». Несомненно, специальное целенаправленное выявление и комплексное изучение средневековых тамг позволит осветить многие важные вопросы истории и культуры ингушского народа.
Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом, культовой постройкой (храмом, святилищем, священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной. Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества. И каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества. Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку (Д.Чахкиев).
Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись еще и перстни-печатки с изображением тамг. Последними часто скреплялись документы при заключении различных договоров и соглашений (с Россией, Грузией и др.). Например, в 1810 году при «приведении к присяге на вечное подданство» России, «лучшие и почетнейшие люди шести фамилий ингушского вольного и никому неподвластного народа приложили перстные свои печати» на итоговом договоре-соглашении. Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», который использовался во время всенародных праздников и торжеств (Д.Чахкиев). Недавно стали известны и ритуальные чаши (из серебра и дерева) с изображением тамг, принадлежавшие некогда жителям сел Таргим и Евлой.
В-третьих, обладатели тамг постоянно должны были подтверждать свое право иметь их. И это на практике осуществлялось, как правило, не только силой оружия, но и высокими морально-нравственными качествами, благими деяниями и поступками их для всех членов общества. Только в этом случае с ними считались, они решали судьбоносные вопросы жизни народа.
В-четвертых, согласно бытовавшему в это время у ингушей обычному праву «за нанесение ущерба, оскорбления или подделку» тамги на виновного обществом «налагался штраф в размере 1/3 крови». Несомненно, специальное целенаправленное выявление и комплексное изучение средневековых тамг позволит осветить многие важные вопросы истории и культуры ингушского народа.
#5
Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
read morehide
Деревянная миска
Technique
токарная работа, резьба, дерево
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share