Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата

Dimensions
78,1x76,2 cm
Technique
Холст, масло
3
Open in app
#1
Герард Терборх
Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата
#2
В конце 1620-х годов в голландском искусстве большую популярность приобрели изображения солдат в караульных помещениях в свободное от службы время. Яркими представителями этого направления были Питер Кодде (1599–1678) и Виллем Дейстер (1598/1599 — 1635). Этот интерес возник на фоне долгой борьбы Голландии за независимость от Испании, продолжавшейся с 1568 по 1648 год. Терборх был хорошо знаком с повседневной жизнью солдат, так как в его родном Зволле располагался гарнизон, игравший важную роль в военных действиях. Художник неоднократно обращался к сюжетам из будней солдат в свободное от службы время, нередко эти сцены изображали героев за неподобающими занятиями. В 1650–1660-е годы Терборх начал включать подобных персонажей в свои изящные жанровые композиции
#5
На картине из Лейденской коллекции изображен развалившийся на стуле спящий солдат, которого мягко будит, щекоча соломинкой, молодая женщина. Оружие героя съехало на бок, шляпа упала на пол, его бесчувственное состояние, вероятно, стало результатом слишком большого количества выпивки. Жест, которым женщина будит солдата, намеренно нежный и дразнящий, — рог трубача, несомненно, был бы эффективнее. Образ спящего солдата ассоциировался с ленью и пренебрежением обязанностями, особенно когда сон был вызван злоупотреблением выпивкой. Мотив пробуждения спящего с помощью щекотки изображался и другими голландскими художниками этого периода, в том числе Кодде и Дейстером, а также утрехтским мастером Якобом Даком, и рядом других.
#6
Якоб Охтервелт. Спящий солдат. 1660-63, дерево, масло, 46×37.7 см., Городская Художественная Галерея, Манчестер
#8
Герард Терборх. Спящий солдат, ок. 1656-57, холст, масло, 63,5×55 см. Музей Тафт, Цинциннати
#4
Первоначально, когда картина была приобретена для Лейденской коллекции, она приписывалась ученику Терборха Каспару Нетшеру, однако тщательная прорисовка костюмов и деталей обстановки свидетельствует о том, что полотно исполнено самим мастером. Эта атрибуция подкрепляется гравюрой Уильяма Шевалье 1836 года, в которой фиксируются такие мельчайшие детали, как глиняные трубки на полу, и на которой внизу слева помещена надпись «Терборх».
#7
Уильям Шевалье по Герарду Терборху, «Горнист». Репродукционная гравюра, 1836. Центр Британского искусства, Йейль
#9
Фрагмент, Уильям Шевалье по Герарду Терборху, «Горнист». Репродукционная гравюра, 1836. Центр Британского искусства, Йейль
read morehide

Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата

Dimensions
78,1x76,2 cm
Technique
Холст, масло
3
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%