В конце 1620-х годов в голландском искусстве большую популярность приобрели изображения солдат в караульных помещениях в свободное от службы время. Яркими представителями этого направления были Питер Кодде (1599–1678) и Виллем Дейстер (1598/1599 — 1635). Этот интерес возник на фоне долгой борьбы Голландии за независимость от Испании, продолжавшейся с 1568 по 1648 год. Терборх был хорошо знаком с повседневной жизнью солдат, так как в его родном Зволле располагался гарнизон, игравший важную роль в военных действиях. Художник неоднократно обращался к сюжетам из будней солдат в свободное от службы время, нередко эти сцены изображали героев за неподобающими занятиями. В 1650–1660-е годы Терборх начал включать подобных персонажей в свои изящные жанровые композиции
Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата
Dimensions
78,1x76,2 cm
Technique
Холст, масло
Exhibition
3
Open in app#1
Герард Терборх
Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата
#2
#5
На картине из Лейденской коллекции изображен развалившийся на стуле спящий солдат, которого мягко будит, щекоча соломинкой, молодая женщина. Оружие героя съехало на бок, шляпа упала на пол, его бесчувственное состояние, вероятно, стало результатом слишком большого количества выпивки. Жест, которым женщина будит солдата, намеренно нежный и дразнящий, — рог трубача, несомненно, был бы эффективнее. Образ спящего солдата ассоциировался с ленью и пренебрежением обязанностями, особенно когда сон был вызван злоупотреблением выпивкой. Мотив пробуждения спящего с помощью щекотки изображался и другими голландскими художниками этого периода, в том числе Кодде и Дейстером, а также утрехтским мастером Якобом Даком, и рядом других.
#6
Якоб Охтервелт. Спящий солдат. 1660-63, дерево, масло, 46×37.7 см., Городская Художественная Галерея, Манчестер
#8
Герард Терборх. Спящий солдат, ок. 1656-57, холст, масло, 63,5×55 см. Музей Тафт, Цинциннати
#4
Первоначально, когда картина была приобретена для Лейденской коллекции, она приписывалась ученику Терборха Каспару Нетшеру, однако тщательная прорисовка костюмов и деталей обстановки свидетельствует о том, что полотно исполнено самим мастером. Эта атрибуция подкрепляется гравюрой Уильяма Шевалье 1836 года, в которой фиксируются такие мельчайшие детали, как глиняные трубки на полу, и на
которой внизу слева помещена надпись «Терборх».
#7
Уильям Шевалье по Герарду Терборху, «Горнист». Репродукционная гравюра, 1836. Центр Британского искусства, Йейль
#9
Фрагмент, Уильям Шевалье по Герарду Терборху, «Горнист». Репродукционная гравюра, 1836. Центр Британского искусства, Йейль
read morehide
Дама, щекочущая соломинкой спящего солдата
Dimensions
78,1x76,2 cm
Technique
Холст, масло
Exhibition
3
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share