На рубеже XVI–XVII столетий в Нидерландах получает развитие цветочный натюрморт. Его появление восходит к первым изображениям цветочных букетов в религиозных сценах в европейской книжной миниатюре и станковой живописи позднего Средневековья. У истоков фламандского цветочного натюрморта стояли выдающиеся живописцы Ян Брейгель Старший (Бархатный) и его современник Амброзиус Босхарт Старший (1578, Антверпен — 1621, Гаага). Время активной деятельности живописцев приходится на конец XVI — первую четверть XVII столетия.
В возникновении цветочного натюрморта как независимого жанра большую роль сыграло появление луковиц тюльпанов в Западной Европе в середине XVI века. Для выращивания редких сортов из семян требовалось от семи до двенадцати лет. Тюльпаны цвели весной в течение недели, их культивировали и продавали лучшие сорта по высоким ценам. В Нидерландах стремительно вырос спрос на изображение экзотических цветов. Владельцы оранжерей обращались к художникам преимущественно с одной целью — изображать редкие виды цветов с ботанической точностью.В связи с этим растения, цветущие в разное время года, объединялись на картинах старых мастеров в условные живописные букеты. Особо одаренные живописцы запечатлевали быстротечную красоту цветов, традиционно связанных с христианской символикой, создавая при этом композиции типа «vanitas vanitatum» («суета сует»). Идея бренности материального мира усиливалась изображением насекомых — гусениц, бабочек, стрекоз, и других недолговечных представителей этого отряда. К этому типу натюрморта можно отнести и картину Амброзиуса Босхарта Старшего из собрания Смоленского музея.