Чашка Серовой
Dimensions
12x9x7,5 cm
Technique
фарфор, краска, заводское изготовление
Collection
1
Open in app#4
Чашка чайная актрисы Серовой Валентины Васильевны
#5
Производитель — фарфоровая мануфактура в немецком городе Мейсен (Германская Демократическая Республика).
Мода на немецкие фарфоровые изделия распространилась в России с первой половины XVIII столетия. Она пришла из Европы, когда в конце XVII века стало популярным увлечение искусством Китая, откуда привозили предметы роскоши (шелка, лаки, перламутр, нефрит и фарфор).
Мейсенская мануфактура стала первым в Европе предприятием, выпускавшем твердый фарфор. В 1710 г. экспериментатору, алхимику и аптекарю Иоганну Фридриху Бёттгеру (1682–1719 гг.) удалось найти рецепт получения керамической массы красно-коричневого цвета, похожей на китайскую массу, из которой делали посуду в китайской провинции Цзянсу. После своего доклада саксонскому курфюрсту и королю Польши Августу II Сильному об изобретении фарфора и специальной прозрачной глазури для него в том же году в Дрездене была основана мануфактура по производству «белого золота». В отличие от китайского, фарфор из Мейсена отличался по составу и технологии. Он имел повышенное содержание местного каолина, а вместо применяемого в Китае полевого шпата, использовался содержащий известь местный алебастр или мел. Рецепт этой массы держался в строжайшем секрете. В июне 1710 г. предприятие перевели в Мейсен в старинный замок Альбрехтсбург, но секрет рецепта просочился и позднее фарфор стали изготавливать в Вене и Венеции.
Бёттгер изобрел черную глазурь, которая позволяла расписывать изделия золотом, серебром и разноцветными лаками, а в 1717 г. открыл секрет росписи кобальтом. На сырую глину наносили краску, которая имела вначале зеленый оттенок; после обжига она имела ярко-синий цвет. С помощью кобальта воспроизводились образцы китайского фарфора, но вскоре изделия приобрели своеобразные европейские черты, что привело к появлению мейсенского «луковичного» орнамента. С 1722 г. мейсенский фарфор стали наносить «личное клеймо» — синие скрещенные мечи — мотив герба саксонских курфюрстов. Китайские мотивы в творчестве мейсенских мастеров росписи фарфора произвольно сочетались и варьировались, придавая этим импровизациям характер модного для того времени стиля «рококо». Менялись стили, но мануфактуре, благодаря немецкому консерватизму и вековым традициям, удалось сохранить ручную роспись, многообразие исторических гипсовых форм и моделей фарфора вплоть до наших дней.
read morehide
Чашка Серовой
Dimensions
12x9x7,5 cm
Technique
фарфор, краска, заводское изготовление
Collection
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share