Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Церковь Рождества Богородицы

Dimensions
9x13 cm
Technique
фотобумага, фотопечать
1
Open in app
#6
Первое летописное упоминание о строительстве церкви Рождества «на Десятине» относится в 1327 году. Большинство исследователей склонны считать эту постройку деревянной.

В 1397 году по заказу посадника Исака Онкифова построена каменная церковь Рождества Богородицы. Храм конца XIV века принадлежал, вероятно, к классическому типу новгородских построек периода республики. Это был четырехстолпный, одноглавый, одноапсидный храм с пониженным западным притвором. Притвор, по-видимому, не был перекрыт сводами.
#7
Церковь Рождества Богородицы 1397 года
#2
В 1628 году в притворе был освящен придел Знамения.
 
В 1676 году по ходатайству игуменьи Улиты царь Алексей Михайлович предоставил монастырю ряд льгот и выделил деньги на ремонт монастырской церкви. Вскоре же начались строительные работы, в ходе которых церковь значительно изменила первоначальный облик (второй строительный период): храм разделен по высоте на 2 этажа, перекрытых сводами; стены четверика и апсиды надложены; апсида облицована снаружи, стены ее стали толще; западная стена выложена заново; в притворе поставлены два каменных столба для поддержки балочных перекрытий: переложены западный и южный порталы; в нижнем ярусе апсиды пробито окно; вероятно, изменилось завершение фасадов и декор.

В 1788 году, после того, как находившийся неподалеку Варваринский монастырь был упразднен и приписан в Десятинному монастырю, к церкви Рождества с юга пристроен деревянный придел Варвары (по некоторым сведениям с деревянной звонницей).
 
В 1804–1806 годах перестраивается северный придел (Пантелеймоновский). Вероятно, к северной паперти пристроена восточная часть с апсидой, и придел стал как бы самостоятельным храмом (освящен в 1808 году).
 
В 1824–1826 годах при игуменьи Палладии перестроен в камне южный придел (Варвары). В 1840-х годах при игуменье Олимпиаде велись какие-то строительные работы по церкви (характер их неизвестен; установлено, что переделан барабан с главой, церковь и придел Варвары отремонтированы и побелены).
 
В 1940-х годах при игуменье Олимпиаде велись какие-то строительные работы по церкви (характер их неизвестен; известно, что переделан барабан с главой, церковь и придел Варвары отремонтированы и побелены).
 
В 1880 году в апсиде пробиты 2 новых окна, окно подклета заложено. Большие строительные работы велись в 1890–1892 годах при игуменье Агнии (третий строительный период), в результате которых облик храма изменился до неузнаваемости. Стены церкви, столбы и своды выше подцерковья разобраны и выложены заново, стены стали значительно выше, появился второй ярус окон на четверике, поставлен новый массивный барабан с главой, а также четыре небольших глухих барабана на углах, настлан новый кирпичный пол в подклете, полностью изменен декор фасадов, барабана, апсиды, в притворе устроены деревянные хоры; в это время перестраиваются также и приделы, но характер тип перестроек неизвестен. Знаменский придел был упразднен.
 
Сведений о росписи храма не обнаружено.
 
В 1913 году в подклете церкви на средства мещанина Л. Трофимова устроен придел Старорусской Богоматери. Об использовании памятника в советское время (20-40-е годы) данных нет. Известно, что в 1944–1946 годах в церкви размещались склад и инкубаторная станцию.

Памятник серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны (утрачена верхняя часть притвора, угловые барабаны, кровли на церкви и апсиде, заполнения оконных и дверных проемов, полы, частично разрушены своды, в кладке имелись многочисленные трещины). Два года после войны церковь стояла без кровли и продолжала разрушаться. Пострадавшие во время войны приделы были разобраны, вероятно, в 1944–1946 годах. В 1946 году произошла обрушение сводов и барабана. Местные жители стали разбирать на кирпич разрушенную церковь.
#4
Церковь Рождества Богородицы. Восточный фасад. Реконструкция на XIX век
До своего разрушения памятник представлял собой довольно большой четырехстолпный, пятиглавый, одноабсидный храм с подцерковьем, с двумя пониженными приделами (северным и южным) и западным притвором. Каждый из притворов имел свою апсиду и был увенчан небольшим глухим барабаном с главой. 
#5
В церковь можно было войти с северной стороны, через придел; в притвор, на хоры и в южный придел можно было попасть из настоятельского корпуса.

Первоначально церковь имела три портала, которые позднее были заложены или растесаны, а в северной и южной стенах церкви пробиты по три больших арки для сообщения с приделами. Подцерковье и основной объем храма были перекрыты сводами (в основном коробовыми), характер перекрытия приделов неизвестен. В притворе в позднее время поставлены два каменных столба для поддержки балочного перекрытия.
 
Фасады были решены в формах классицизма. Они имели трехчастное членение рустованными лопатками, причем центральные трети были в два раза шире боковых. Окна были расположены в два–три яруса. Все окна — прямоугольной формы, обрамлены фигурными наличниками с декоративным замком. Верхняя часть апсиды имела антаблемент (архитрав, гладкий фриз и карниз с сухариками); фасады четверика завершены карнизом с модульонами (архитрав и фриз отсутствовали). 

Четверик церкви был покрыт четырехскатной кровле й, над которой возвышались пять барабанов с главами. Большой центральный барабан был перекрыт куполом и увенчан шейкой (малым барабаном) с главой луковичной формы, аналогичной главам боковых барабанов; его стены были прорезаны восемью большими окнами с полуциркулярным завершением, обрамленными наличниками и архивольтами с замком, и завершены карнизом с сухариками. Угловые барабаны и малый центральный барабан — глухие, были декорированы четырьмя нарисованными окнами. Шары и кресты глав были позолочены.

1. Алешковский М.Х. Отчет об археологическом наблюдении за расчисткой руин ц. Рождества Богородицы в б. Десятинном монастыре г. Новгорода. 1960 г. — Архив ВПНРК, инв. № 2/945
2.  Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Ч II. СПб., 1892, с.124–125
3. Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в   Новгороде и его окрестностях. М., 1860., с. 209–215
read morehide

Церковь Рождества Богородицы

Dimensions
9x13 cm
Technique
фотобумага, фотопечать
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%