Экспонат поступил на реставрацию из Ярославского художественного музея как «Бюст неизвестного», однако сотрудникам сектора реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря удалось его атрибутировать. Аналогичный скульптурный портрет Николая I работы П. Норманова хранится в Тверской картинной галерее. Аналогичные бюсты находятся также в коллекциях Русского музея и музея-усадьбы «Архангельское». Новый полный биографический словарь русских художников свидетельствует, что скульптура выполнена до 1832 года.
1 / 2
Бюст неизвестного в мундире
Dimensions
55.5 х 50.5 х 19.6 cm
Technique
мрамор; вырубка, полировка
Collection
Exhibition
0
Open in app#2
Петр Норманов (?)
Бюст неизвестного в мундире
#3
#27
И поступивший на реставрацию бюст, и его аналоги схожи по композиции, чертам лица портретируемых и отдельным деталям их костюмов. Бюсты, видимо, изображают императора Николая I (1796–1855) в молодости, в период, когда он был Великим князем Николаем Павловичем, о чем говорят пышная прическа, характер бакенбардов, а также запечатленные на мундире ордена: звезда ордена Св. Андрея Первозванного, полученного им при рождении (1796), мальтийский большой командорский крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского (1799) и звезда ордена Св. Владимира (1823). Известны также живописные портреты великого князя Николая Павловича этого периода его жизни.
#7
Портрет Великого князя Николая Павловича (фрагмент). В. Голике (?). Первая четверть XIХ в. Холст; масло.
Бюст неизвестного в мундире. Петр Норманов (?). Первая половина XIX века
#8
Поскольку Великий князь Николай Павлович получил орден Св. Владимира в 1823 году, можно предположить, что скульптурный портрет создан позже этой даты.
#9
Звезда Ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира.
Бюст неизвестного в мундире. Фрагмент до реставрации
#10
Интересно, что Орден Святого Иоанна Иерусалимского был упразднен в 1817 году, но Николай Павлович некоторое время продолжал носить его знак отличия — Мальтийский крест — в память об отце. Павел I принял звание магистра Ордена и во время его правления орден был высшим знаком отличия за военные и гражданские заслуги.
#11
Портрет Павла I. С. Щукин. 1797. Москва, Музей Тропинина и московских художников
#12
Состояние сохранности
#29
Бюст неизвестного в мундире. Общий вид до реставрации
#14
Когда бюст неизвестного в мундире поступил в Центр имени Грабаря, поверхность скульптуры была очень сильно загрязнена, на мраморе имелись потертости, царапины и многочисленные сколы, а также глубоко въевшиеся пятна и активные ореолы коррозии.
#15
Фрагмент до реставрации с пятнами и ореолами коррозии
#16
Также на бюсте были серьёзные утраты: отсутствовал значительный фрагмент носа, утрачена часть правой ушной раковины. Крупные сколы были заметны на лице, воротнике, правом эполете, орденской ленте.
#17
Фрагмент до реставрации. Утрата нижней части носа
#18
Реставрационные работы
#20
Удаление поверхностных загрязнений («половинное» раскрытие)
#19
В процессе работы с памятником специалисты сектора реставрации каменной скульптуры удалили поверхностные загрязнения. Очень трудоёмким процессом было удаление стойких пятен, а также глубоких ореолов коррозии. Методика была разработана совместно с отделом химико-технологических исследований Центра.
#21
Удаление поверхностных загрязнений
#22
Чтобы изготовить модель недостающего фрагмента носа, реставраторам было необходимо изучить имеющиеся аналоги. В результате было принято решение воссоздать утраченный фрагмент, используя в качестве косвенной аналогии бюст Николая I работы П. Норманова из Тверской областной картинной галереи.
#23
Фрагмент в процессе реставрации. Изготовление моделей для восполнений и снятие формы с моделей для восполнений
Бюст неизвестного в мундире. Петр Норманов (?). Первая половина XIX века. Тверская государственная картинная галерея. Бюст послужил косвенным аналогом при восполнении утраченных фрагментов
#24
Все восполнения и мастиковки были выполнены с применением имитирующих материалов, согласно реставрационному принципу отличимости. На завершающем этапе реставрации были произведены обратимые тонировки структурных повреждений поверхности.
#28
Общий вид после реставрации
read morehide
Бюст неизвестного в мундире
Dimensions
55.5 х 50.5 х 19.6 cm
Technique
мрамор; вырубка, полировка
Collection
Exhibition
0
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share