Скульптурный портрет А.Н. Оленина — президента императорской Академии Художеств, первого директора Императорской Публичной библиотеки, государственного деятеля, историка, археолога, рисовальщика, члена Государственного совета, действительного тайного советника.
Изображение погрудное, прямоличное. А.Н. Оленин изображен в преклонном возрасте; в антикизированном духе. Худощавое лицо, выпирающая надбровная часть и скулы, глубоко посаженные глаза, морщины на переносице, по вискам, вдоль щек до подбородка.
А.Н. Оленин
А.Н. Оленин — это целые полвека в истории нашего просвещения и нашей историографии, особенно археологической ее ветви. Он не давал направления просвещению и историографии, но в продолжении 50 лет — до 1843 г. — трудно вспомнить в ходе русского просвещения крупное дело или крупного дельца, не припоминая и Оленина. Не быв крупным светилом, он как-то умел бросить свой луч на каждое современное ему светлое явление в этих областях нашей жизни.
<…> Прекрасно образованный человек, страстный любитель искусств и литературы, талантливый рисовальщик, с тонким чувством изящного и огромной начитанностью, любитель отечественной старины и покровитель нарождающихся отечественных талантов, при обширных связях в высшем петербургском обществе, простой в обращении и гостеприимный хозяин-хлебосол, деливший свое время и силы между службой и дружбой — вот каким изображается Оленин в этих биографиях и мемуарах.
Бюст поступил в музей по обмену из Государственного Литературного музея. Автор скульптурного портрета А.Н. Оленина считался неизвестным.
Однако в семье Дмитрия Николаевича Ланжерона — праправнука А.А. Олениной хранился точно такой же бюст А.Н. Оленина, уменьшенной формы, также выполненный в дереве. Справа на срезе: «Кузнецовъ». В 1840 году дочь А.Н. Оленина Анна Алексеевна вышла замуж за Федора Александровича Андро де Ланжерона, сына графа Александра Федоровича де Ланжерона, приехавшего в Россию из Франции в 1790 году, во времена Екатерины Второй.
Уменьшенный бюст А.Н. Оленина попал к Дмитрию Николаевичу, который до последнего времени проживал с семьей в США, от его матери Светланы Романовны Андро де Ланжерон. Вероятно, в связи с отъездом Анны Олениной с мужем в Варшаву, куда он был назначен чиновником особых поручений при польском наместнике, автор представленного в приютинском музее бюста повторил для нее скульптурный портрет, считавшийся в семье Олениных лучшим изображением Алексея Николаевича.
Таким образом, можно смело предположить, что автором бюста из музейной коллекции является именно Иван Власович Кузнецов, резчик Императорской Академии художеств, работавший именно с деревом.
- «Бюст Ф.П. Толстого». Портрет скульптора, живописца, вице-президента Академии Художеств. 1840. Справа на срезе: И. Кузнецовъ.
- Портрет Графа Федора Ивановича Толстого (?). 1844. Справа: Кузнецовъ. 22,5×14,5×10,5. Поступил в ГРМ в 1925 г. от С.С. Кирсановой. (Источник «Скульптура XVIII — начало XIX века. Каталог. ГРМ» — Ленинград: «Искусство», 1988 г.).