Богоматерь Владимирская
Dimensions
102,8x71 cm
Technique
дерево, левкас, холст, шелк, темпера
Collection
Exhibition
2
Open in app#1
Яковлев Семион
Богоматерь Владимирская
#3
#2
Из новгородского Софийского собора (1045–1050 гг.). Согласно Описи 1725 года, икона находилась в местном ряду Большого (Успенского) иконостаса. Позднее она была перенесена в придел Праведных Иоакима и Анны и установлена у раки епископа Никиты. В XIX веке икона вошла в состав местного ряда иконостаса придела Рождества Богородицы.
#4
Софийский собор. 1045–1050 гг.
#5
Сюжет и иконография
#6
Памятник является списком одной из величайших русских святынь — чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская» XII века. Художник Семион Яковлев точно воспроизвел облик древней иконы, поновленной и украшенной в первой трети XV века драгоценным окладом.
Образ Богоматери Владимирской принадлежит к одному из вариантов иконографического типа, получившего название «Умиление» (греч. «Елеуса» — милующая). Особенностью этого типа, известного в раннехристианском искусстве и получившего распространение в XI веке, является изображение Богородицы, держащей младенца Христа, который прижимается к ее лицу щекой.
Появление на новгородской земле первых икон Богоматери Владимирской связано с инициативой влиятельного рода «московских гостей» Сырковых, переселившихся в Новгород в конце XV столетия.
Образ Богоматери Владимирской принадлежит к одному из вариантов иконографического типа, получившего название «Умиление» (греч. «Елеуса» — милующая). Особенностью этого типа, известного в раннехристианском искусстве и получившего распространение в XI веке, является изображение Богородицы, держащей младенца Христа, который прижимается к ее лицу щекой.
Появление на новгородской земле первых икон Богоматери Владимирской связано с инициативой влиятельного рода «московских гостей» Сырковых, переселившихся в Новгород в конце XV столетия.
#7
Вкладная надпись
#8
Согласно вкладной надписи на оборотной стороне иконы, она написана в 1561 году с чудотворного образа Богоматери Владимирской московским мастером Семионом Яковлевым для Софийского собора «повелением» Федора Дмитриевича Сыркова.
#9
Вкладная надпись на оборотной стороне иконы
#14
Вид иконы до реставрации и после
#10
Сведения о вкладчике
#11
Федор Дмитриевич Сырков, государев дьяк и второе лицо в Новгороде после наместника, в 1550–1560-е гг. являлся заказчиком и строителем многих новгородских храмов и целого ряда монастырей. Принадлежал к известной московской купеческой династии Сырковых, переселенной великим князем Иваном III в Новгород в конце XV века. В новгородской истории известны представители трех поколений семьи Сырковых; династия прервалась в 1570 году в связи с казнью братьев Алексея и Федора во время разгрома Новгорода царем Иваном IV Грозным.
#12
Художественные особенности
#13
Памятник отличают характерные для московской живописи гибкие плавные линии рисунка, мягкая моделировка личного и созерцательные лирические интонации образа.
read morehide
Богоматерь Владимирская
Dimensions
102,8x71 cm
Technique
дерево, левкас, холст, шелк, темпера
Collection
Exhibition
2
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share