Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Богоматерь Владимирская

Dimensions
104x69 cm
Technique
дерево, темпера
58
Open in app
#16
Чудотворная Владимирская икона Богоматери принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь Русской православной церкви. Ее история теснейшим образом связана с историей русского государства: именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. 

Как свидетельствуют древние летописи и сказания, через эту икону богоматерь неоднократно оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле русской. Так, например, считается, что в 1395 году, во время нашествия Тамерлана при князе Василии Дмитриевиче, икона была торжественно перенесена из Владимира в Москву, и в тот же день Тамерлан, устрашенный грозными видениями, отступил и покинул пределы Московского государства.

Икона находится в музее-храме Святителя Николая в Толмачах, который имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Пребывание иконы в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника. Посетить храм можно со вторника по воскресенье с 12:00 до 16:00, вход — через основное здание Галереи.
#3

Происхождение

#4
Владимирская икона Богоматери была прислана на Русь из Константинополя в начале XII века. Образ поместили в Вышгородский женский монастырь Богородицы близ Киева; в 1158 году икону взял с собой сын князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году во Владимире был заложен Успенский собор, в которую поместили святыню, уже прославившуюся к этому времени многочисленными чудесами. С XV века Владимирская икона богоматери находилась в Москве — в Успенском соборе Московского Кремля.
#5

Сюжет и иконография

#6
Иконографический тип Богоматери, держащей на руках младенца Христа, который прижимается щекой к её лицу, получил название «Умиление». Подобная иконография известна еще в раннехристианском искусстве; широкое распространение она получила в XI веке. Главным содержанием иконы является обостренное духовное переживание грядущей искупительной жертвы Христа. Об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями Страстей на обороте иконы, выполненное в более позднее время и заменившее, как установили исследователи, находившийся там первоначальный образ святого епископа — вероятнее всего, святителя Николая Чудотворца.
#7

Художественные особенности и стиль

#8
На протяжении восьми веков икона неоднократно поновлялась. От древнейшего изображения до нашего времени дошли только лик Богоматери, лик Младенца и его левая ручка, которой он обнимает Богоматерь за шею. Остальная живопись — результат позднейших реставраций XIII и XVI столетий.

Несмотря на утраты, древнейшая живопись иконы поражает мастерством исполнения, совершенством классической формы и одухотворенностью образа. Лик Богоматери кажется чуть темнее из-за частичной утраты верхних, более светлых слоев. Более темное и плотное письмо лика у Богоматери противопоставлено открытой и светлой живописи в лике Младенца. Однако в этом лике нет детской непосредственности и жизнерадостности, как у младенцев на итальянских картинах, — он выглядит намного более строгим и сдержанным.
#11

Сюжет и иконография: Престол с орудиями Страстей

#14
Престол с орудиями Страстей. Начало XV века (?)
На обороте иконы «Богоматерь Владимирская» изображен еще один сюжет. Престол с Евангелием (Престол уготованный — «Этимасия») символизирует незримое присутствие Бога и толкуется в зависимости от того, с каким изображением связан этот образ. Престол может символизировать и Тайную Вечерю, и Гроб Христа, и его воскресение, и второе пришествие в день Страшного Суда; крест, трость, копие и гвозди — орудия Страстей, говорящие об искупительном страдании Христа.

Кроме того, престол с изображением Евангелия, голубь и крест могут быть истолкованы как символический образ Святой Троицы.
#15
Связь оборотной и лицевой стороны иконы раскрывается через иконографию Умиления. Крест и орудия страстей указывают на грядущие страдания Христа и поясняют скорбный облик Богоматери.
read morehide

Богоматерь Владимирская

Dimensions
104x69 cm
Technique
дерево, темпера
58
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%