Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Иверская

Dimensions
139x89 cm
Technique
дерево, темпера
1
Open in app
#1
Чистяков И.Е.
Богоматерь Иверская
#3

Происхождение

#2
Икона приобретена у частного лица. Происхождение не установлено.
#4

Сюжет и иконография

#5
Образ Богоматери Иверской представляет собой один из вариантов иконографического типа Богоматери Одигитрии. Характерной особенностью этого извода является изображение кровоточащей раны на лике Богородицы, нанесенной, по преданию, мечом воина-иконоборца. 

Об истории и чудесном появлении образа Богородицы в Иверском монастыре на Афоне повествует «Сказание об иконе Богоматери Иверской», известное на Руси с середины XVII века В нем повествуется о том, что во время правления греческого императора-иконоборца Феофила (829–842) образ Богоматери хранился у благочестивой вдовы, жившей неподалеку от Никеи. Однажды в дом женщины ворвались воины, разыскивавшие и уничтожавшие иконы; один из них ударил изображение Богоматери мечом, и из раны на щеке Марии истекла кровь. Желая спасти икону, вдова отнесла ее к морю и пустила по волнам. Спустя два столетия образ Богоматери явился близ Иверского монастыря на Афоне. Обретение святыни сопровождалось чудесами и знамениями: икона плыла по воде, стоя в огненном столбе. 

Явившаяся во сне иноку обители старцу Гавриилу Богоматерь, повелела установить ее образ над вратами монастыря в знак особой защиты и покровительства. До настоящего времени древний чудотворный образ, получивший наименование Богоматери Портаитиссы (Вратарницы), хранится в Иверском монастыре на Афоне.

Первые списки образа Богоматери Иверской на Руси появились в середине XVII века по инициативе патриарха Никона. Один из них был создан для Иверского монастыря на Валдае и не дошел до наших дней. Икона Игнатия Чистякова, согласно надписи, представляет собой точную копию этой несохранившейся святыни Валдайской Иверской обители.
#6

Сведения об иконописце

#7
Имя «вышневолоцкого мещанина», иконописца Игнатия Еремеевича Чистякова хорошо известно по архивным документам первой трети XIX века: он возглавлял артель художников и резчиков, работавших в это время над поновлением и созданием иконостасов крупнейших новгородских храмов. В 1819 году артель Чистякова возобновляла иконы и резьбу иконостаса Никольского собора на Ярославовом Дворище, в 1834 году иконописец поновлял древние образы и писал новые иконы для иконостасов Софийского собора.
#8

Художественные особенности

#9
Эту икону, как и другие сохранившиеся подписные произведения Игнатия Чистякова, отличают своеобразная гладкая («эмалевая») поверхность красочного слоя, активное использование бирюзового и розового тонов, характерное сочетание живописной объемной моделировки формы с тщательной графичной проработкой деталей.
Посмотреть в Госкаталоге
read morehide

Богоматерь Иверская

Dimensions
139x89 cm
Technique
дерево, темпера
1
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%