#1
Чистяков И.Е.
Богоматерь Иверская
#3
#2
Икона приобретена у частного лица. Происхождение не установлено.
#4
Сюжет и иконография
#5
Образ Богоматери Иверской представляет собой один из вариантов иконографического типа Богоматери Одигитрии. Характерной особенностью этого извода является изображение кровоточащей раны на лике Богородицы, нанесенной, по преданию, мечом воина-иконоборца.
Об истории и чудесном появлении образа Богородицы в Иверском монастыре на Афоне повествует «Сказание об иконе Богоматери Иверской», известное на Руси с середины XVII века В нем повествуется о том, что во время правления греческого императора-иконоборца Феофила (829–842) образ Богоматери хранился у благочестивой вдовы, жившей неподалеку от Никеи. Однажды в дом женщины ворвались воины, разыскивавшие и уничтожавшие иконы; один из них ударил изображение Богоматери мечом, и из раны на щеке Марии истекла кровь. Желая спасти икону, вдова отнесла ее к морю и пустила по волнам. Спустя два столетия образ Богоматери явился близ Иверского монастыря на Афоне. Обретение святыни сопровождалось чудесами и знамениями: икона плыла по воде, стоя в огненном столбе.
Явившаяся во сне иноку обители старцу Гавриилу Богоматерь, повелела установить ее образ над вратами монастыря в знак особой защиты и покровительства. До настоящего времени древний чудотворный образ, получивший наименование Богоматери Портаитиссы (Вратарницы), хранится в Иверском монастыре на Афоне.
Первые списки образа Богоматери Иверской на Руси появились в середине XVII века по инициативе патриарха Никона. Один из них был создан для Иверского монастыря на Валдае и не дошел до наших дней. Икона Игнатия Чистякова, согласно надписи, представляет собой точную копию этой несохранившейся святыни Валдайской Иверской обители.
Первые списки образа Богоматери Иверской на Руси появились в середине XVII века по инициативе патриарха Никона. Один из них был создан для Иверского монастыря на Валдае и не дошел до наших дней. Икона Игнатия Чистякова, согласно надписи, представляет собой точную копию этой несохранившейся святыни Валдайской Иверской обители.
#6
Сведения об иконописце
#7
Имя «вышневолоцкого мещанина», иконописца Игнатия Еремеевича Чистякова хорошо известно по архивным документам первой трети XIX века: он возглавлял артель художников и резчиков, работавших в это время над поновлением и созданием иконостасов крупнейших новгородских храмов. В 1819 году артель Чистякова возобновляла иконы и резьбу иконостаса Никольского собора на Ярославовом Дворище, в 1834 году иконописец поновлял древние образы и писал новые иконы для иконостасов Софийского собора.
#8
Художественные особенности
#9
Эту икону, как и другие сохранившиеся подписные произведения Игнатия Чистякова, отличают своеобразная гладкая («эмалевая») поверхность красочного слоя, активное использование бирюзового и розового тонов, характерное сочетание живописной объемной моделировки формы с тщательной графичной проработкой деталей.
read morehide
Богоматерь Иверская
Dimensions
139x89 cm
Technique
дерево, темпера
Collection
Exhibition
1
Point your smartphone camera to open in the app
Open in app
Share