Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Блюдо для пасхального седера

Выставка
6
Открыть в приложении
#17
#2
Блюдо для пасхального седера
Центральная Европа. XVIII в., не позднее 1769 г.
Олово; гравировка

Блюдо предназначено для сервировки трапезы, которая проводится в праздник Песах и называется седер (ивр.: порядок); полное название — седер Песах.

Обод блюда традиционно украшен рифмованным текстом с перечислением названий всех обрядов седера по порядку, а также зодиакальным кругом. Вероятно, появление этого орнаментального мотива на таких блюдах обусловлено влиянием иллюминированных рукописных книг с расчетами еврейского календаря, получивших широкое распространение в Европе с середины XVII в. В этих книгах зодиакальный круг изображался как символ годового цикла, на блюде для седера — как напоминание о заповеди, согласно которой месяц нисан, когда празднуется Песах, считается «первым из месяцев года» (Шмот / Исход 12.2). 

На ободе блюда сверху выгравированы две буквы, возможно, инициалы владельца; внизу — медальон с изображением царя Давида, играющего на киноре, струнном инструменте, напоминающем арфу. 

Слева на дне блюда изображен первосвященник Аарон, справа — законодатель Моше (Моисей); сверху в медальоне представлена сцена «Адам и Хава (Ева) у Древа познания добра и зла» — первый случай непослушания человека Богу, а внизу медальон с изображением Авраама, собравшегося принести в жертву Богу своего сына Ицхака (Исаака), как пример богобоязненности.

Вокруг дна выгравировано: «И хотя бы мы все были мудрецами, разумными старцами и сведущими в Торе, — нам завещано рассказывать об исходе из Египта». Рядом с этим изречением из «Пасхальной агады» помещены фигуры ее персонажей — «четырех сыновей», и медальоны с надписями: три — с благословениями Бога за повеления, связанные с порядком пасхальной трапезы: есть марор (горькую зелень), омывать руки, есть мацу (опресноки), четвертый — с владельческой надписью: «Самуил-Вольф, сын почтенного Пинхаса-Сегала из Глогау, кантор и резник-инспектор в святой общине Хам, год [5]529» (Глогау / Глогув — город в Силезии; Хам — город в Баварии; 5529 г. по еврейскому летоисчислению — 1769 г.).
#13

#5
#6
Сияние, исходящее от лица пророка Моше, упомянуто в Книге Шмот (ивр.: Имена; в христианском каноне — Исход 34.29–35). В еврейском иконографическом каноне это сияние обычно изображается двумя пучками лучей света.
#14

#7
#8
Сцена грехопадения — «Адам и Хава (Ева) у Древа познания добра и зла» — кульминация библейского сюжета о создании Богом человека. В еврейской традиции грехопадение трактуется как нарушение Адамом Божьей заповеди, приведшее к его изгнанию из райского сада. Мнение талмудической традиции в отношении вины Адама неоднозначно: он разделяет ее с Хавой (Евой), змеем, а то и вовсе оказывается невиновным, но грехопадение понимается как событие, приведшее к появлению в мире смерти.
#15

#9
#10
Изображение Авраама — первого из трех библейских патриархов, связавшего на жертвеннике своего сына Ицхака (Исаака) с намерением принести его в жертву Богу, широко распространено в декоре предметов еврейского религиозного обихода.
В талмудических трактатах и произведениях раввинистической литературы, посвященных этому сюжету, его кульминация названа «Связывание Ицхака » (ивр. — акедат Ицхак, или коротко — акеда). Эта сцена — признанный образец богобоязненности.
#16

#11
#12
Медальон с изображением царя Давида, играющего на киноре, струнном инструменте, напоминающем арфу.
Царь Давид — «сладкозвучный певец Израиля» (Шмуэль II; в христианском каноне — Вторая книга Царств 23.1). Согласно Книге Шмуэль I, царь Саул — первый царь Израиля, принял Давида на службу за искусную игру на киноре (16.14–23) — струнном инструменте, напоминающем арфу. Давиду приписано авторство псалмов, собранных в Книге Теилим (ивр.: Псалмы; в христианском каноне — Псалтирь).
читать дальшескрыть

Блюдо для пасхального седера

Выставка
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%