2 мая (по старому стилю — 21 апреля) 1729 года родилась принцесса София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская — будущая российская императрицы Екатерина II. Ее имя неразрывно связано с историей бумажных денег в России.
Во-первых, именно в годы ее правления они появились в нашей стране. Согласно манифесту императрицы в 1769 году были выпущены первые российские бумажные деньги — ассигнации номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей. Во-вторых, именно Екатерина II стала единственной женщиной — реальным историческим лицом, портрет которой украсил российские банкноты. До революции 100-рублевый кредитный билет в народе называли «катенькой».
Впервые портрет императрицы появился на сторублевке, утвержденной Александром II в 1869 году. Портрет был выполнен новые тогда металлографским способом на оборотной стороне купюры.
В 1898 году появился новый образец «катеньки». Теперь императрица была изображена на банкноте дважды: один раз в виде портрета, выполненного металлографской печатью, второй — в виде водяного знака на белом купоне.
Наконец, третья и последняя дореволюционная «катенька» была выпущена в обращение в 1911 году. Делалась эта банкнота по эскизам двух художников Экспедиции заготовления государственных бумаг — Рихарда Заррина (лицевая сторона) и Рудольфа Рёсслера (оборотная сторона, с портретом).
Этот государственный кредитный билет является одной из самых больших по размерам банкнотой за все время существования в России бумажных денег. В начале ХХ века по темпам экономического роста Россия превосходила все страны Европы, она была второй экономикой мира, обходя все страны, кроме Америки. Поэтому Николай II дал указание художникам по изготовлению ценных бумаг сделать деньги такими красивыми, чтобы они соответствовали статусу России, которая вот-вот станет самой сильной страной мира. Замена старых банкнот на новые, более высокохудожественные, началась в 1903 году. Например, в 1911 году была введена в обращение 100-рублевая банкнота размером 260×122 мм, которая отражала все величие страны — «катенька».
Лицевая сторона государственного кредитного билет в 1910 года выполнена в стиле третьей четверти 18 века в черной краске. Ключевое место занимает портрет Екатерины Второй, для которого, предположительно, взята за основу картина австрийского портретиста Иоганна Баптиста Лампи старшего — «Портрет Екатерины II» 1793 года.
Оборотная сторона банкноты содержит номинал цифрами и прописью, пояснительные надписи, серии с номером и подписи управляющего и кассира. Водяные знаки купюры — локальный портрет Екатерины II.
«Катенька» находилась в денежном обращении до деноминации 1922 года, одновременно с прочими царскими кредитными билетами, «керенками», «совзнаками» и прочими участниками тогдашней денежной системы.