Данный экспонат приобретен в 2013 году в рамках реализации Гранта губернатора Алтайского края «Живое ремесло». Это фаянсовая ёмкость цилиндрической формы с крышкой. По ее периметру диаметрально расположены два цветочных орнамента синего цвета. В центре композиции выписаны два симметричных розана, окружённых листьями, завитками, травками. Поверх глазури узор декорирован золотой краской.
Слово «Гжель» имеет несколько значений. С одной стороны, это географическое название области в шестидесяти километрах от Москвы, которая объединяет три десятка деревень и одноименное поселение. С другой стороны, для искусствоведов это слово связано с целым направлением в истории русской керамики. Оно соотносится также с термином «жечь» (горение), используемым с древних времен в гончарном деле, и вполне возможно, что из этого глагола в преобразованной форме произошло название «Гжель». Сегодня это слово вызывает представление о белом фарфоре с голубой подглазурной росписью.
Зарождение промысла принято отсчитывать с 1339 года — именно этим годом датируются письменные издания, в которых упоминается гжель. Из духовной грамоты Ивана Калиты известно, что Гжель была прибыльной волостью, жители которой были ремесленниками. Однако, возможно, этот промысел зародился раньше. Историки считают, что жители деревни активно занимались ручным производством ещё в XI веке.
Деревня Гжель издавна славилась месторождениями глины. Уже с середины XVII века там добывали разные ее сорта. Гончарное дело стало основным занятием местных крестьян уже в XVIII веке. В начале столетия они изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки. В середине XVIII века к Гжели, как месту производства майолики с многоцветной росписью по белому фону, пришла слава. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Художники изображали города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы.
В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. В 1829 году начали производить изделия из фарфора в той форме, которую мы привыкли видеть сейчас: лаконичные, изящные, на первый взгляд, очень нежные, но при этом устойчивые к воде и газу. Изделия получались белого цвета. Сначала их оставляли чистыми, но позже мастера стали расписывать поверхность разноцветными красками. Так и появилась роспись по фарфору — гжель. Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент насыщается цветом. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.
В современном мире искусство не потеряло своей актуальности и популярности. На месте старинной фабрики сейчас возведен новый завод, где работают лучшие мастера. Они сохранили опыт предков и придерживаются традиций изготовления.
Слово «Гжель» имеет несколько значений. С одной стороны, это географическое название области в шестидесяти километрах от Москвы, которая объединяет три десятка деревень и одноименное поселение. С другой стороны, для искусствоведов это слово связано с целым направлением в истории русской керамики. Оно соотносится также с термином «жечь» (горение), используемым с древних времен в гончарном деле, и вполне возможно, что из этого глагола в преобразованной форме произошло название «Гжель». Сегодня это слово вызывает представление о белом фарфоре с голубой подглазурной росписью.
Зарождение промысла принято отсчитывать с 1339 года — именно этим годом датируются письменные издания, в которых упоминается гжель. Из духовной грамоты Ивана Калиты известно, что Гжель была прибыльной волостью, жители которой были ремесленниками. Однако, возможно, этот промысел зародился раньше. Историки считают, что жители деревни активно занимались ручным производством ещё в XI веке.
Деревня Гжель издавна славилась месторождениями глины. Уже с середины XVII века там добывали разные ее сорта. Гончарное дело стало основным занятием местных крестьян уже в XVIII веке. В начале столетия они изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки. В середине XVIII века к Гжели, как месту производства майолики с многоцветной росписью по белому фону, пришла слава. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Художники изображали города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы.
В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. В 1829 году начали производить изделия из фарфора в той форме, которую мы привыкли видеть сейчас: лаконичные, изящные, на первый взгляд, очень нежные, но при этом устойчивые к воде и газу. Изделия получались белого цвета. Сначала их оставляли чистыми, но позже мастера стали расписывать поверхность разноцветными красками. Так и появилась роспись по фарфору — гжель. Классический цвет гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовый продукт окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в печь (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент насыщается цветом. Само изделие обретает твердость и глянцевый блеск.
В современном мире искусство не потеряло своей актуальности и популярности. На месте старинной фабрики сейчас возведен новый завод, где работают лучшие мастера. Они сохранили опыт предков и придерживаются традиций изготовления.