На картине художник изобразил знаменитого поэта на фоне городского пейзажа. Больше всего обращает на себя внимание лицо Александра Сергеевича, находящееся на переднем плане. При всей его «африканской» некрасивости его внешность необычайно притягательна, и художник мастерски сумел передать это.
У него очень ясные, чистые глаза, выразительный взгляд, обращенный в сторону от зрителя и как будто смотрящий вглубь себя. Создается полная иллюзия того, что именно сейчас, на наших глазах, великий поэт продумывает свое очередное гениальное сочинение, которое обессмертит его имя.
А.С. Пушкин в Петербурге провел более трети своей жизни — лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка — дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров», и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
Справа видна стрелка Васильевского острова. Здесь когда-то был главный морской порт и сооружения над водой напоминают об этом. Высокие ростральные колонны построены в виде морских маяков с огнем на вершине. Их украшают ростры в виде кораблей, а также фигуры — аллегории главных рек, соединяющих Петербург с обширными пространствами Севера — Невы, Волги, Днепра и Волхова, а через них — с морями и океанами.