В России ХIХ века были очень популярны мелодрамы, комедии, водевили, оперетты, значительная часть которых пришла из Франции и Германии. Многие из полюбившихся переводных пьес оставались на сценах десятилетиями. К таким относилась «Прекрасная Елена».
Афиша оперы «Елена Прекрасная»
Французский композитор Жак Оффенбах (1819—1880) написал эту комическую оперу в 1864 году. Авторы либретто Людовик Галеви и Анри Мельяк превратили античных героев в их полную противоположность: Ахилл стал трусом, жрец Калхас плутом и лицемером, мстящий за отца Орест — столичным шалопаем с моноклем в глазу. В спектакле перемешались сатира на современное общество и лирические сцены, бульварные песенки и нежнейшие мелодии. Часть зрителей шокировало такое отношение к кумирам древности, но большинство парижан было в восторге.
В России «Прекрасную Елену» увидели впервые через два года в петербургском Михайловском театре, в исполнении французской труппы. Публика стала напевать мелодии из арий. В 1868 г. шла в столичном Александринском театре в переводе В.А. Крылова — и выдержала в первый сезон 42 представления.
9 сентября 1873 таганрогская газета «Азовский вестник» сообщала:
Г-н Вальяно начал нынешний сезон «Еленою Прекрасною». В роли Елены дебютировала петербургская оперная певица г-жа Кольцова. Голос у нее достаточно сильный. Парис (г-жа Полонская) и Калхас (г-н Вальяно) были более чем хороши.
Следующее представление состоялось 4 октября. Афиша его хранится в фондах Таганрогского музея-заповедника.
В один из этих дней Евгения Яковлевна Чехова привела сына Антона на первый в его жизни спектакль — «Елену Прекрасную». Антон сразу же полюбил театр и вскоре начал писать небольшие сценки, которые разыгрывал вместе с братьями и друзьями.
Таганрогская молодежь разделилась на два враждебных лагеря: приверженцы Кольцовой и приверженцы Полонской, первые украсили свои шеи голубыми, а вторые красными галстуками.
Антон Чехов однажды пришел в гимназию в красном галстуке и чуть не попал в карцер за нарушение формы. «Она же прекрасно поет!», — доказывал мальчик, обеими руками защищая галстук от учителя.
Композитор Оффенбах создал своими произведениями «Орфей в аду» и «Прекрасная Елена» новый жанр — оперетту. А юный таганрогский зритель Чехов стал драматургом-новатором.