Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Мадонна с младенцем

Dimensions
24x24 cm
Technique
Гравюра резцом
0
Open in app
#2
Ксилография Жана Буланже «Мадонна с младенцем» (Франция, 1657) поступила в собрание Нижегородского художественного музея в 1928 году из иконописной мастерской Серафимо-Понетаевского монастыря. 

С первых дней возникновения обители в 1864 году сестры занимались живописными работами и постепенно при монастыре сложилась уникальная художественная мастерская. Значительный творческий опыт, накопленный сестрами, базировался на богатом собрании акварелей, гравюр и литографий, хранившихся в мастерской.
#4
В 1917 году монастырская собственность была расхищена, а уцелевшие листы поступили в Нижегородский музей.

В папках с графическими произведениями, вывезенными из монастыря, находились раритетные эстампы XVII–XVIII веков. Надписи на отдельных листах позволяют сделать вывод, что они принадлежали основателю первой в России провинциальной частной художественной школы Александру Васильевичу Ступину (1776-1861).
#5
Алексеев (Сыромянский) Николай. Портрет А. В. Ступина с учениками. 1838. Холст, масло. 120×167. Государственный Русский музей
#6
После смерти Ступина большая часть учебных материалов была приобретена для иконописной мастерской руководством Серафимо-Понетаевского монастыря, оценившего их высокий художественный уровень. Среди этих листов оказалась и гравюра «Богоматерь с младенцем».

Лист гравирован Жаном Буланже (1608– ок.1680) по рисунку Франсуа Тортеба (ок. 1616-1690), зарисовавшего одноименное полотно Симона Вуэ (1590-1649).

Сам живописный оригинал не сохранился. Вероятно, лист «Богоматерь с младенцем» был создан для составленного во второй половине XVII века альбома, включавшего в себя 118 эстампов, гравированных по произведениям Симона Вуэ.
#7
Симон Вуэ. Мадонна с младенцем (Musée Des Beaux-Arts At Lyon) и фрагмент гравюры Жана Буланже
#8
Произведение выполнено в технике резцовой гравюры. Для резцовой гравюры используются тщательно отполированные металлические, в основном медные, пластины толщиной 2-3 мм, на которых предварительно нанесенный рисунок вырезается специальными резцами-штихелями. 

В данной технике изображение создается комбинациями параллельных и перекрещивающихся линий и точек.
#9
Фрагмент после реставрации
#10

Состояние сохранности

#11
И в художественной школе Ступина, и позже в мастерской при женском монастыре гравюры фактически использовались в качестве учебных пособий, о чем свидетельствуют значительные механические повреждения и загрязнения листов, в том числе пятна краски. 
#25
Общий вид и оборот до реставрации
#13
При поступлении на реставрацию произведение было сдублировано на картон, по периметру окантованный бумагой бордового цвета. Наблюдались незначительная деформация основы и общая измятость листа, более сильная в правом нижнем углу по краю, а также многочисленные сгибы и изломы, местами с мелкими срывами фактуры.
#14
Фрагмент до реставрации
#16
Были отмечены значительные утраты основы (в частности, правый угол листа полностью утрачен), множественные срывы фактуры и потертости красочного слоя по всей поверхности листа.

Отчетливо были заметны следы предыдущей реставрации: на месте утраты основы в правом верхнем углу фон на дублировочном листе был дорисован чёрными чернилами.
#17
Фрагмент до реставрации
#18
Наблюдалось неравномерное, сильное пожелтение бумажной основы, значительное загрязнение и общая сильная запыленность всего листа. Также были зафиксированы многочисленные затеки с ярким бурым ореолом в нижней части листа, локальные бурые пятна и многочисленные пятна краски по всей поверхности листа, местами по краям листа — следы налипшей грязи, а также пятна плесени в правом нижнем углу.
#19
Фрагмент до реставрации
#20
На обороте дублировочного листа с помощью ткани и бумажной наклейки было закреплено металлическое повесочное кольцо, из чего мы можем предположить, что гравюра висела на стене.
#21
Оборот до реставрации
#22

Реставрация

#23
Прежде всего реставраторы очистили лист от поверхностных загрязнений, затем произведение было отделено от подложки. После промывки листа от желтизны и загрязнений была проведена общая химическая обработка и обработка отдельных пятен. Затем произведение было промыто от реагентов и продуктов распада.
Утраты, срывы фактуры, утраченные поля восполнены методом «долива» на вакуумном столе бумажной массой, подходящей по цвету и качеству к бумаге оригинала. 
#24
Вид в процессе реставрации
#26
Подклеены разрывы, укреплены изломы.
#27
Вид до, в процессе и после реставрации
#28
read morehide

Мадонна с младенцем

Dimensions
24x24 cm
Technique
Гравюра резцом
0
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%