Московский музей современного искусства
This Is Not a Book
archive
Thu Nov 28 2019 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)—Sun Jan 26 2020 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)#2
#3
Выставки бывают живые и мёртвые, и это не про качество или уровень работ, а про способность предметов искусства говорить со своим зрителем, вступать с ним в отношения. Искусство ведь опасная вещь, может проглотить, растоптать, порой даже изнасиловать. И вот ничего не подозревающий человек спокойно выходит себе из музея, а в нем уже поселились семена, попавшие туда, внутрь этого человека, недобровольным способом, и скоро можно будет собирать урожай.
Затея этой выставки как будто бы свидетельствует о ее «живости»: она напоминает зрителю среднего и старшего поколения о слогане советского журнала для детей «Колобок» — с гибкими грампластинками внутри — который призывал читателя/слушателя: «Смотри картинку, слушай пластинку». И вот зритель, попавший на This Is Not a Book, оказывается внутри говорящей разными голосами и светящейся разными огнями выставки, которая по первости кажется этому зрителю интерактивной. Но на поверку интерактивность оказывается профанной, выставка светится и разговаривает сама по себе, даже ночью, даже вообще без всякого зрителя, и в принципе равнодушна к его возможному вниманию.
Но зритель уже увлечён игрой: он следует за голосом и светом, за разговором коллекционера и куратора, попадая, сам того не желая, в самые недра головы коллекционера. Он не сам выбирает, на что смотреть и сколько времени, какую работу пропустить, а у какой провести побольше времени — это уже решено за него, и тут как раз привет коварности искусства, которое сеет свои семена в зрителе, ни о чем его не предупреждая. В недрах головы коллекционера есть ответы на вопросы, касающиеся вынесения интимных подробностей коллекционирования в публичное поле: личный алтарь человек оказывается открыт всем ветрам.
И вот эта гибкая грампластинка — саундтрек выставки — содержащая истории, которые связывают Волкова с работами, приобретенными в коллекцию, со встреченными художниками, с главными в его жизни философами и старинными библиографическими редкостями, даже изданными при жизни авторов, с мыслеформами, из которых и состоит ткань существования современного коллекционера, сколь бы простой ни казалась обывателю задача собирания искусства, артефактов и книг.
Ну и правда — This Is Not a Book открывается в 2019 году, когда Россию по-настоящему изумила мемориальная выставка коллекции Щукиных, показанная в Москве в ГМИИ им. Пушкина. После подобной выставки отношение пристрастного зрителя к сюжету коллекционирования драматически меняется — не может не меняться, имея в виду, какой серьезный новый порядок обеспечили Щукины тектоническому устройству русского мира.
Волков не претендует на мессианство, его взгляд — глубоко частный, но он подтверждает тенденцию: молодой, амбициозный, академически экипированный предприниматель пришёл в коллекционирование всего несколько лет назад, пришёл неслучайно и, надо думать, мы становимся свидетелями лишь самого начала этого пути.
Затея этой выставки как будто бы свидетельствует о ее «живости»: она напоминает зрителю среднего и старшего поколения о слогане советского журнала для детей «Колобок» — с гибкими грампластинками внутри — который призывал читателя/слушателя: «Смотри картинку, слушай пластинку». И вот зритель, попавший на This Is Not a Book, оказывается внутри говорящей разными голосами и светящейся разными огнями выставки, которая по первости кажется этому зрителю интерактивной. Но на поверку интерактивность оказывается профанной, выставка светится и разговаривает сама по себе, даже ночью, даже вообще без всякого зрителя, и в принципе равнодушна к его возможному вниманию.
Но зритель уже увлечён игрой: он следует за голосом и светом, за разговором коллекционера и куратора, попадая, сам того не желая, в самые недра головы коллекционера. Он не сам выбирает, на что смотреть и сколько времени, какую работу пропустить, а у какой провести побольше времени — это уже решено за него, и тут как раз привет коварности искусства, которое сеет свои семена в зрителе, ни о чем его не предупреждая. В недрах головы коллекционера есть ответы на вопросы, касающиеся вынесения интимных подробностей коллекционирования в публичное поле: личный алтарь человек оказывается открыт всем ветрам.
И вот эта гибкая грампластинка — саундтрек выставки — содержащая истории, которые связывают Волкова с работами, приобретенными в коллекцию, со встреченными художниками, с главными в его жизни философами и старинными библиографическими редкостями, даже изданными при жизни авторов, с мыслеформами, из которых и состоит ткань существования современного коллекционера, сколь бы простой ни казалась обывателю задача собирания искусства, артефактов и книг.
Ну и правда — This Is Not a Book открывается в 2019 году, когда Россию по-настоящему изумила мемориальная выставка коллекции Щукиных, показанная в Москве в ГМИИ им. Пушкина. После подобной выставки отношение пристрастного зрителя к сюжету коллекционирования драматически меняется — не может не меняться, имея в виду, какой серьезный новый порядок обеспечили Щукины тектоническому устройству русского мира.
Волков не претендует на мессианство, его взгляд — глубоко частный, но он подтверждает тенденцию: молодой, амбициозный, академически экипированный предприниматель пришёл в коллекционирование всего несколько лет назад, пришёл неслучайно и, надо думать, мы становимся свидетелями лишь самого начала этого пути.
Куратор
Фёдор Павлов-Андреéвич
#5
Организаторы
SDV Arts & Science Foundation
Московский музей современного искусства
Архитектор
Катя Бочавар
Научное сопровождение
Центр исследования сознания при философском факультете МГУ
read morehide
Point your smartphone camera to open in the app
Address
Open in app
Share