Народная одежда изготовлялась вручную из льняного и хлопчатобумажного домотканого полотна и шерсти. Нити для домотканого холста тоже производили в домашних хозяйствах. Прядение шерсти или льна относилось к числу важнейших ремесел, необходимых для обеспечения благосостояния всей семьи.
Суровая красота Поморья
Пряхи имели даже своих святых покровителей — в древности это была языческая богиня-пряха Мокошь — женское божество древнерусского пантеона, а позже — св. Параскева Пятница — покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения. Обе они являлись защитницами женщин, покровительницами дома и женских занятий.
Так повелось с давних пор, что жизнь женщины с раннего детства и до самой старости была связана с прядением. Уже с 5-6 лет девочку начинали учить прясть, в начале доверив ей спрясть только нитку из грубой шерсти или очесов. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Прялке отводилась важная роль — она определяла индивидуальное девичье место, чужое место занимать было нельзя. Наиболее интересными являются праздничные прялки, которые создавались для участия девушек в зимних посиделках (попрядухах). К посиделкам отец по обычаю покупал и дарил дочери, достигшей возраста невесты, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста. Мастера по дереву старались раскрасить прялку или декорировать резьбой, чтобы придать ей неповторимый вид. В темной избе, освещенной лишь светом лучины или лампы, куда девушки приходили с работой, яркая расписная прялка привлекала к девушке внимание. Дарение прялок сопровождалось выражением девушке-невесте родительского благословения и добрых пожеланий, содержание которых вкладывалось в форму и украшение прялки резьбой и изображениями.
С прялками связано немало народных примет и поверий. Например, плохой приметой считалось дать чужому человеку пользоваться личной прялкой, которая имела подпись. Прядение надо было закончить до Рождества, а на Рождество спрятать прялку в чулан.
Прялка была важной составляющей русского быта. Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. Позже появились самопрялки.
