Музей В.А. Тропинина представляет более 160 самых миниатюрных экспонатов из собственного собрания. «Крошечное искусство» часто остается незамеченным и теряется в пространстве масштабных экспозиций. На нашей выставке живописные миниатюры, флорентийские мозаики, камеи, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, оказываются в центре внимания. Созданные мастерами конца XVIII–XIX веков, сегодня эти вещи считаются настоящими произведениями искусства.
Крошечная выставка
Миниатюры Древнего Востока известны еще с X века, когда красками красного свинца украшали начальные буквы в иллюстрированных рукописях. После изобретения бумаги и начала массового производства тиражных книг книжная миниатюра была вытеснена гравюрой и ксилографией. Видоизменившись, мастерство создания небольших картин стало более камерным, в нём превалируют портрет и пейзаж. Позже миниатюрной росписью украшали шкатулки, табакерки, веера, вставки для кулонов, брошей, зеркал.
Самые ранние портретные миниатюры предназначались для размещения в медальоне или специальной шкатулке для портретов, а изображения царственных особ в драгоценных оправах были желанной наградой за особые заслуги перед государством.
Наряду с миниатюрными портретами большую популярность приобретают изображения эгломизе. Во второй половине XVIII века французские антиквары назвали технологию декорирования стекла и зеркал «гломиз» — производное от имени Жана Батиста Гломи, который в поисках спроса на свою продукцию окантовывал акварели и рисунки стеклянными рамами, дополняя их гравировкой и декоративными бордюрами, наклеивая ажурную золотую или серебряную фольгу с обратной стороны.
В конце 80-х годов XVIII века иностранные художники привнесли в российскую моду искусство силуэта. Силуэт, называемый еще и теневым портретом, нес в себе двойную нагрузку: он являлся не только точным изображением профиля конкретного человека, но и был как бы его тенью. Эта «мистическая» составляющая силуэта объясняет его невероятную популярность на рубеже веков, он становится одним из самых массовых жанров среди русского дворянства.
В XIX веке члены императорской семьи привезли из Ватикана в Россию микромозаику — чудесные картинки, выложенные из крошечных кусочков стекла, а в Санкт-Петербурге открыли даже целую мастерскую по производству микромозаики. Миниатюрами, созданными из частичек смальты, инкрустировали украшения, предметы быта и интерьера. Крошечная выставка демонстрирует работы, выполненные в данной технике итальянскими мастерами и русским мозаичистом Г.Я. Веклером.
Миниатюрное искусство носило не только мемориальный, но и прикладной характер, стали популярными роскошные предметы детского, мужского и женского обихода.
В XVIII — начале XIX вв. детские принадлежности были уменьшенными копиями привычных вещей. Некоторые игрушки представляли собой настоящие произведения искусства, и стоили целое состояние. Так, начиная с XVII века, предметом вожделения и детей и взрослых стали кукольные дома, в точности повторявшие поместья заказчиков вплоть до деталей интерьера. Например, миниатюрные чашки и блюдца кукольной фарфоровой посуды производства «Товарищество Кузнецова» также, как и полноразмерные, расписывались, украшались золотом и эмалями. Зачастую маленьким хозяйкам не разрешалось прикасаться к игрушке, стоившей как настоящее поместье.
Роскошные аксессуары мужского и женского быта представлены предметами из резной кости — самым древним видом декоративно-прикладного искусства. Еще на заре своей истории человек делал из костей животных не только иглы, наконечники стрел, гребни, скребки и другие принадлежности, но и ювелирные украшения, сакральные предметы. Со временем интерес к изделиям из кости возрос, став истинным искусством.
В драгоценности превратились и вышитые микробисером детали дамских туалетов, кошельки, сумочки, записные книжки.
Занятие вышивкой было неотъемлемой частью бытовой культуры русской дворянской усадьбы XIX века. В России, как и во многих других странах, юных барышень обучали рукоделию с детства. Вышивками ручной работы украшали жилые помещения и в городских особняках, и в загородных поместьях русских дворян.
Вышивание считалось одним из немногих подобающих видов рукоделия дамам высшего света.
На выставке произведения мастеров миниатюристов дополняют малоформатные графические и живописные работы Ф. Кюнеля, В. Поленова, И. Айвазовского, Р. Жуковского, П. Соколова, В. Гау и других художников.
Миниатюрное искусство обладает особым очарованием и магией, этот крошечный мир полон «интимной прелести».
У посетителей выставки есть уникальная возможность взглянуть на маленькие шедевры под особым углом зрения, индивидуально каждому из нас.