Шрифт
Цвет
Графика
Камчатский краевой художественный музей

Этнографика Игоря Пискунова

archive
Permanent Exhibition
#1
Пискунов Игорь Анатольевич (1964 г. р.) — камчатский художник-педагог, член Союза художников России. Работает в станковой графике и живописи. Более 20 лет прожил в северной глубинке Камчатки, в Карагинском районе, где еще сохранялся традиционный уклад жизни коренного населения. Это подвигло художника на изучение трудов исследователей Камчатской земли и создание серии графических работ, показывающих древнюю жизнь ее коренных народов — ительменов и коряков.

Раскрывая тему прошлого Камчатки, Игорь Пискунов рисует многофигурные сюжетные работы и жанровые сцены, в которых оживают исторические события, обычаи и обряды ее коренных жителей, а также достоверно показаны жилища, уклад жизни, одежда и утварь, используемая в обиходе ительменами и коряками. Не случайно свои работы художник называет «этнографикой».

Ительмены и коряки — древнейшие из коренных народов Камчатки. До прихода русских в конце XVII века ительмены заселяли всю южную и центральную часть Камчатского полуострова, коряки — освоили северную часть.

Основой хозяйства ительменов являлось рыболовство. Промыслу и заготовке лососевых рыб посвящался весь летний сезон. Собирательство, охота на пушного и морского зверя дополняло рыболовство. Пищу готовили в деревянных корытцах — в них клали мясо или рыбу, заливали водой и варили, бросая в корытца раскалённые камни.

Зимой ительмены жили в полуземлянках с входом сверху, летом — в балаганах на столбах. Лестницами служили приставные столбы с зарубками. Укрепленные поселения древних ительменов часто располагались на береговых террасах и представляли своеобразные крепости с частоколом и рвом.

Зимой ительмены передвигались на собачьих упряжках, летом — по рекам на долбленых лодках (баʹтах).

Одежду шили из шкур оленей и пушных животных. В быту широко использовали изделия, сплетенные из травы: циновки, корзины, накидки. Традиционные верования ительменов связаны с поклонением духам — хозяевам природных объектов и промыслов. Главный праздник ительменов — осенний Алхалалалай (Очиститель грехов).

Корякские племена разделялись на две большие группы в зависимости от территории проживания и способов ведения хозяйства. На морских побережьях жили береговые оседлые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы). Внутреннюю территорию северной части полуострова, покрытую тундрой, освоили кочевые оленеводы (чавчувены).

В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи. Оседлые коряки проживали в полуподземных жилищах с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. Летом входом в жилище служил коридор, вырытый в земле; зимой — дымовое отверстие в кровле, к которому приставлялась лестница. Зимой передвигались на собачьих упряжках, летом плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.

Основа хозяйства кочевых коряков — оленеводство. Дополнительными промыслами были речное рыболовство, сухопутная охота, собирательство. Оленеводы летом и зимой жили в переносных жилищах — ярангах. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. С поздней осени до поздней весны стойбище совершало несколько перекочевок. Зимой по снегу передвигались на оленьих упряжках. При смене летних пастбищ пастухи переносили необходимый скарб на себе.

Между кочевыми оленеводами и оседлыми жителями существовал товарообмен. В результате оседлые коряки получали оленьи шкуры для пошива одежды, а оленеводы — жир и мясо морских животных.

Одежду коряки шили из шкур оленя нитками из сухожилий, богато украшая орнаментом и подвесками.

Предположительно в XVIII веке у коряков в селеньях Пареʹнь и Каменское стало развиваться кузнечное ремесло. Из старой медной посуды и железа, полученного в обмен на меха, корякские кузнецы методом холодной ковки ковали ножи, наконечники копий и стрел, пилки, кольца для упряжи оленей и собак, пряжки.

У коряков существовал шаманизм и традиционные верования, связанные с культом предков и духов–хозяев.

Главные праздники коряков были связаны с родом занятий и сопровождались религиозными обрядами. Береговые коряки перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона благодарственный праздник — Хололо, существовали праздники первой рыбы, первой нерпы. Кочевые коряки отмечали осенний праздник забоя оленей, зимний праздник встречи солнца, весенний праздник рогов.

Благодарственный обряд в честь добытого медведя — особо почитаемого зверя отмечали все древние жители Камчатки.
read morehide
Камчатский краевой художественный музей
Phone
+7 (415) 242-30-25
Official Website
https://kamartmuseum.ru/
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Address
Open in app

Exhibition catalog

Каталог

View mode
next
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Available in collections

We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%
%title%
%title%%type%