Пискунов Игорь Анатольевич (1964 г. р.) — камчатский художник-педагог, член Союза художников России. Работает в станковой графике и живописи. Более 20 лет прожил в северной глубинке Камчатки, в Карагинском районе, где еще сохранялся традиционный уклад жизни коренного населения. Это подвигло художника на изучение трудов исследователей Камчатской земли и создание серии графических работ, показывающих древнюю жизнь ее коренных народов — ительменов и коряков.
Раскрывая тему прошлого Камчатки, Игорь Пискунов рисует многофигурные сюжетные работы и жанровые сцены, в которых оживают исторические события, обычаи и обряды ее коренных жителей, а также достоверно показаны жилища, уклад жизни, одежда и утварь, используемая в обиходе ительменами и коряками. Не случайно свои работы художник называет «этнографикой».
Ительмены и коряки — древнейшие из коренных народов Камчатки. До прихода русских в конце XVII века ительмены заселяли всю южную и центральную часть Камчатского полуострова, коряки — освоили северную часть.
Основой хозяйства ительменов являлось рыболовство. Промыслу и заготовке лососевых рыб посвящался весь летний сезон. Собирательство, охота на пушного и морского зверя дополняло рыболовство. Пищу готовили в деревянных корытцах — в них клали мясо или рыбу, заливали водой и варили, бросая в корытца раскалённые камни.
Зимой ительмены жили в полуземлянках с входом сверху, летом — в балаганах на столбах. Лестницами служили приставные столбы с зарубками. Укрепленные поселения древних ительменов часто располагались на береговых террасах и представляли своеобразные крепости с частоколом и рвом.
Зимой ительмены передвигались на собачьих упряжках, летом — по рекам на долбленых лодках (баʹтах).
Одежду шили из шкур оленей и пушных животных. В быту широко использовали изделия, сплетенные из травы: циновки, корзины, накидки. Традиционные верования ительменов связаны с поклонением духам — хозяевам природных объектов и промыслов. Главный праздник ительменов — осенний Алхалалалай (Очиститель грехов).
Корякские племена разделялись на две большие группы в зависимости от территории проживания и способов ведения хозяйства. На морских побережьях жили береговые оседлые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы). Внутреннюю территорию северной части полуострова, покрытую тундрой, освоили кочевые оленеводы (чавчувены).
В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи. Оседлые коряки проживали в полуподземных жилищах с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. Летом входом в жилище служил коридор, вырытый в земле; зимой — дымовое отверстие в кровле, к которому приставлялась лестница. Зимой передвигались на собачьих упряжках, летом плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.
Основа хозяйства кочевых коряков — оленеводство. Дополнительными промыслами были речное рыболовство, сухопутная охота, собирательство. Оленеводы летом и зимой жили в переносных жилищах — ярангах. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. С поздней осени до поздней весны стойбище совершало несколько перекочевок. Зимой по снегу передвигались на оленьих упряжках. При смене летних пастбищ пастухи переносили необходимый скарб на себе.
Между кочевыми оленеводами и оседлыми жителями существовал товарообмен. В результате оседлые коряки получали оленьи шкуры для пошива одежды, а оленеводы — жир и мясо морских животных.
Одежду коряки шили из шкур оленя нитками из сухожилий, богато украшая орнаментом и подвесками.
Предположительно в XVIII веке у коряков в селеньях Пареʹнь и Каменское стало развиваться кузнечное ремесло. Из старой медной посуды и железа, полученного в обмен на меха, корякские кузнецы методом холодной ковки ковали ножи, наконечники копий и стрел, пилки, кольца для упряжи оленей и собак, пряжки.
У коряков существовал шаманизм и традиционные верования, связанные с культом предков и духов–хозяев.
Главные праздники коряков были связаны с родом занятий и сопровождались религиозными обрядами. Береговые коряки перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона благодарственный праздник — Хололо, существовали праздники первой рыбы, первой нерпы. Кочевые коряки отмечали осенний праздник забоя оленей, зимний праздник встречи солнца, весенний праздник рогов.
Благодарственный обряд в честь добытого медведя — особо почитаемого зверя отмечали все древние жители Камчатки.
Раскрывая тему прошлого Камчатки, Игорь Пискунов рисует многофигурные сюжетные работы и жанровые сцены, в которых оживают исторические события, обычаи и обряды ее коренных жителей, а также достоверно показаны жилища, уклад жизни, одежда и утварь, используемая в обиходе ительменами и коряками. Не случайно свои работы художник называет «этнографикой».
Ительмены и коряки — древнейшие из коренных народов Камчатки. До прихода русских в конце XVII века ительмены заселяли всю южную и центральную часть Камчатского полуострова, коряки — освоили северную часть.
Основой хозяйства ительменов являлось рыболовство. Промыслу и заготовке лососевых рыб посвящался весь летний сезон. Собирательство, охота на пушного и морского зверя дополняло рыболовство. Пищу готовили в деревянных корытцах — в них клали мясо или рыбу, заливали водой и варили, бросая в корытца раскалённые камни.
Зимой ительмены жили в полуземлянках с входом сверху, летом — в балаганах на столбах. Лестницами служили приставные столбы с зарубками. Укрепленные поселения древних ительменов часто располагались на береговых террасах и представляли своеобразные крепости с частоколом и рвом.
Зимой ительмены передвигались на собачьих упряжках, летом — по рекам на долбленых лодках (баʹтах).
Одежду шили из шкур оленей и пушных животных. В быту широко использовали изделия, сплетенные из травы: циновки, корзины, накидки. Традиционные верования ительменов связаны с поклонением духам — хозяевам природных объектов и промыслов. Главный праздник ительменов — осенний Алхалалалай (Очиститель грехов).
Корякские племена разделялись на две большие группы в зависимости от территории проживания и способов ведения хозяйства. На морских побережьях жили береговые оседлые рыболовы и охотники на морского зверя (нымыланы). Внутреннюю территорию северной части полуострова, покрытую тундрой, освоили кочевые оленеводы (чавчувены).
В комплексном хозяйстве береговых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Основные виды промысловых животных — тюлени, моржи и киты. В пищу собирали клубни и луковицы съедобных растений, моллюсков, яйца диких птиц, ягоды, орехи. Оседлые коряки проживали в полуподземных жилищах с воронкообразным сооружением на крыше и стенами из деревянных плах. Летом входом в жилище служил коридор, вырытый в земле; зимой — дымовое отверстие в кровле, к которому приставлялась лестница. Зимой передвигались на собачьих упряжках, летом плавали по рекам и выходили в море на кожаных и долблёных лодках.
Основа хозяйства кочевых коряков — оленеводство. Дополнительными промыслами были речное рыболовство, сухопутная охота, собирательство. Оленеводы летом и зимой жили в переносных жилищах — ярангах. Яранга имела каркасный остов из жердей, который обтягивался покрышкой, сшитой из оленьих шкур. Тип поселения — стойбище из нескольких яранг. С поздней осени до поздней весны стойбище совершало несколько перекочевок. Зимой по снегу передвигались на оленьих упряжках. При смене летних пастбищ пастухи переносили необходимый скарб на себе.
Между кочевыми оленеводами и оседлыми жителями существовал товарообмен. В результате оседлые коряки получали оленьи шкуры для пошива одежды, а оленеводы — жир и мясо морских животных.
Одежду коряки шили из шкур оленя нитками из сухожилий, богато украшая орнаментом и подвесками.
Предположительно в XVIII веке у коряков в селеньях Пареʹнь и Каменское стало развиваться кузнечное ремесло. Из старой медной посуды и железа, полученного в обмен на меха, корякские кузнецы методом холодной ковки ковали ножи, наконечники копий и стрел, пилки, кольца для упряжи оленей и собак, пряжки.
У коряков существовал шаманизм и традиционные верования, связанные с культом предков и духов–хозяев.
Главные праздники коряков были связаны с родом занятий и сопровождались религиозными обрядами. Береговые коряки перед началом весеннего морского промысла устраивали праздник спуска байдары, по окончании осеннего сезона благодарственный праздник — Хололо, существовали праздники первой рыбы, первой нерпы. Кочевые коряки отмечали осенний праздник забоя оленей, зимний праздник встречи солнца, весенний праздник рогов.
Благодарственный обряд в честь добытого медведя — особо почитаемого зверя отмечали все древние жители Камчатки.