Шрифт
Цвет
Графика
archive
Fri May 20 2022 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Mon Sep 05 2022 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#3
Те принципы, которые я вкладываю в графику, вкладываются и в монументальную живопись — в этом нет ничего плохого. Важно только учитывать, чтобы одни произведения могли смотреться как книжки, другие как стенопись. Я считаю, что целый ряд законов существует и определяет как раз эти графические моменты стиля. Я думаю, что наше время по существу более графическое, чем живописное. Это определяется всем строем нашего быта, всем строем нашей жизни, всеми предпосылками новой архитектуры, техники и т. д. Поэтому на сегодня я занимаюсь графикой больше, чем живописью. Я все-таки стою на позиции антистанковой. Я считаю, что это правильно, потому что картина станковая — это ограниченное понятие о золотой раме в полтора метра или больше. Для нас это слишком маленький размер и по объему и по тиражу.
Дейнека А.А.
#2
Подобная аргументация использовалась представителями разных художественных объединений 1920—30-х гг. Сам Дейнека несколько лет был членом Общества станковистов, затем недолго — художественной группы «Октябрь», но оставался верен самому себе и никогда не изменял собственному взгляду на то, что нужно и как нужно изображать, собственному видению, собственному умению увязать художественную сторону с общественной и эта идея «графичности» оставалась с ним всегда.
 
Плацдармом для композиционных опытов стала графика как более легкая, а зачастую просто первичная, станковая форма. Не удивительно, что практически у всех острых в композиционном отношении живописных работ Дейнеки существует «графический прототип» — более или менее аналогичный авторский первоисточник — и иногда более интересный, чем живописный вариант.
 
Так предшественником большой живописной практически монументальной работы «Душ. После боя» стал графический лист. В основе картины «Итальянский мотив» лежит маленький набросок фигуры человека, а в качестве первых опытов «Женского портрета»1921 можно засчитать рисунок пером и литографию. Пластика линия и пятно, общая цельность, лаконизм, отбор, ритм — множество композиционных приемов перекочевали в живопись Дейнеки из графики, которой он активно занимался в 1920-30-х, сотрудничая с журналами «Прожектор», «Пионер», иллюстрируя книжки «Первое мая», «Про лошадей», «Огонь», «Встретим третий». Так тема «Пионера» угадывается в иллюстрациях к детской книжке-картинке «В облаках» 1930. Фоном «Деревенских ребят» стал лист, исполненный акварелью с белилами и это матовая графичная поверхность была повторена в живописной картине. Так же много графичного можно отметить и в декоративном натюрморте «Осенний букет» 1933. Здесь ярко проявилось искусство контрастов, в живописи использованы технические приемы, ставшие характерными для творчества А. Дейнеки, но приемы эти тоже в большой степени графичные, не живописные. Как и во многих произведениях активно использован прием светлого на темном и темного на светлом. Композиционная стройность, выверенное равновесие не пропадает, даже после переведения изображения в негатив и такой перевод в черно-белую инвертированную форму безболезненно переживают практически все живописные произведения художника.
#4
Дейнека А.А. Полдень. Стадо. 1934
#5

Полемика о «графичности живописи» Дейнеки преследовала его довольно долго, пока сама эта графичность не была признана неким элементом авторского стиля. Действительно, Дейнеку не интересовала живопись в её классическом виде с цветным подмалевком, слоями и лессировками. Часто набор цветов был ограничен, строго уравновешен, а цельность достигалась все же с помощью тона, не цвета. Такая живопись не сильно отличалась от цветной литографии, например, во многих работах продолжали играть активную роль именно графические атрибуты — контур, локальная заливка, черное и белое. Стремление Дейнеки к матовой поверхности, чтобы живопись была похожа на фреску, изначально не оставляло возможности приблизиться к сочности и импрессионистической экспрессии аля-прима, глушило цвет и придавало даже самым «живописным» работам ощущение графических техник: темпера, акварель с белилами, гуашь.
#6
read morehide
Курская картинная галерея им. А.А. Дейнеки
Phone
+7 (471) 258-55-91
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Address
Open in app

Exhibition catalog

Каталог

View mode
next
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине

Available in collections

We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian

X

Нашли опечатку?...

%title%
%title%
%title%%type%