Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Китайская ширма начала XVIII века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Ширма

Время создания
Первая четверть XVIII, шелковые панно 1760-е
Размер
43х179х2 (одна створка)
Техника
Древесина димарфанта, шимы, махилуса, сосны; резьба; наливной левкас; двухцветное золочение; двухцветная окраска клеевыми красками; металл; шелк, роспись по шелку клеевыми красками
16
Открыть в приложении
#20
Ширма
Китай
первая четверть XVIII
#1
Ширма, привезенная в Россию из Китая в начале XVIII века, — один из первых предметов комнатной обстановки Большого петергофского дворца или «Нагорных палат», как его называли при Петре I — основателе летней императорской резиденции.
#24
К.А. Ухтомский
Спальня Петра I во дворце Монплезир
1846
акварель
#61
В середине XVIII столетия Большой дворец был перестроен. В интерьерах, получивших нарядную барочную отделку, появилась новая мебель. Ширму перенесли в Монплезир и разместили среди других мемориальных вещей Петра I.
#26
Частые наводнения, сырость, сквозняки и отсутствие отопления во дворце, негативно сказались на сохранности ширмы. Уже в описях конца XVIII века отмечалось, что «штуки [декоративные детали] местами обвалились».
#4
Утраты фрагментов декора ширмы
1920-е
фотография
#17
В 1829 году шелковые панно заменили, утраты декора «вызолотили» без восполнения рельефа, а из 10 сохранившихся створок собрали две ширмы.
#6
Профессиональная реставрация ширмы, сопровождавшаяся лабораторными исследованиями и научными изысканиями, состоялась в 2008–2014 годах. Одну створку с наилучшей сохранностью декора законсервировали. На четырех других утраты рельефа восполнялись только при наличии прямого аналога на предмете. При этом поновления XIX века были сохранены, а золочения восполнены тонировками.
#48
#34
Вторую ширму составили из створок, на которых декоративный рельеф отсутствовал почти полностью. Его воссоздали в авторской технике по сохранившимся контурам.
#15
#35
Показательна реставрация бронзового сосуда на одной из плакеток. Из-за выпавшего сучка, этот элемент был значительно поврежден. В процессе расчистки реставраторы выявили оригинальный контур предмета и подлинные фрагменты рельефа. Удалось воссоздать рисунок ручек и нижнюю часть сосуда. Остальные участки были затонированы без восполнения орнамента.
#36
#37
Рельеф на нижних планках был почти полностью утрачен. Однако по сохранившимся отпечаткам удалось выявить силуэт двух драконов, играющих с жемчужиной. Их фигуры воссозданы по аналогии с изображением этого мифологического животного на сосуде плакетки верхнего яруса.
#64
#57
Нижняя часть резных планок до и после реставрации
#66
Рисунок фона в виде волн получили при помощи компьютерного наложения уцелевших оригинальных фрагментов рельефа со всех пяти планок.
#39

Символы благопожеланий

#16
На плакетках верхнего яруса помещены предметы из набора «ста древностей», смысл которых — пожелание владельцу ширмы множества сокровищ. Так, круглая коробочка с цветком лотоса трактуется как пожелание гармонии в семье, ваза — мира, веер — добра, а жезл жуи означает «пусть у вас будет все, что пожелаете».
#67
1. Круглая коробочка с цветком лотоса; 2. Жезл жуи
#41
В декоре ширмы встречается также древний щипковый инструмент гуцинь. Владение игрой на музыкальных инструментах отличало истинного «благородного ученого», человека высоких духовных идеалов. Изображение атрибутов искусства можно рассматривать как пожелание достичь в жизни высших успехов.
#65
Щипковый инструмент гуцинь
#60
Под шелковыми панно размещены плакетки, украшенные рельефом в виде двух птиц феникс, — символа императрицы и женского начала. Их головы развернуты в противоположные стороны, а крылья широко раскрыты.
#45
#46
В самом низу помещены планки с фигурами драконов, играющих жемчужиной, — олицетворение императора и мужского начала. Изображение дракона и птицы феникс, представляющих счастливую пару, также служит добрым предзнаменованием.
#63
#68
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Ширма

Время создания
Первая четверть XVIII, шелковые панно 1760-е
Размер
43х179х2 (одна створка)
Техника
Древесина димарфанта, шимы, махилуса, сосны; резьба; наливной левкас; двухцветное золочение; двухцветная окраска клеевыми красками; металл; шелк, роспись по шелку клеевыми красками
16
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%