#1
Малица, Рубаха маличная, Пояс мужской
#10
#11
#2
Суровый климат севера Западной Сибири диктует людям свои условия: здесь нужна теплая, непродуваемая меховая одежда и обувь, хорошо приспособленная для кочевого образа жизни. Традиционная одежда лесных ненцев шьется из обработанных шкур оленя, которые различаются по возрасту животного и используются в разных случаях. Олений мех ненцы используют издавна: он имеет прекрасные теплозащитные свойства.
Изготовлением одежды занимаются исключительно женщины. Шьют ее нитками, сделанными из ножных и спинных сухожилий оленя. Зимняя малица представляет собой глухую, без разреза, верхнюю одежду, сшитую мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху длиной до колен. У любой малицы есть двухслойный капюшон — он заменяет мужчине шапку. По подолу малицы пришита опушка — полоса темного меха шириной примерно в двадцать сантиметров. Опушка шьется двусторонней, мехом наружу и внутрь — это делается, чтобы утяжелить нижний край одежды. Есть и еще одно практическое соображение — мех лучше отталкивает снег, подол не намокает и не портится, так продлевается срок службы малицы. В качестве дополнительной декоративной отделки над опушкой нашиваются три полоски сукна желтого, зеленого и красного цветов.
Особенностью малицы лесных ненцев является наличие спереди шва. По мнению многих исследователей, это свидетельство бытования в прошлом мужской распашной одежды. Все конструктивные швы, в том числе, и центральный, декорируются полосами сукна красного цвета. К рукавам наглухо пришиваются рукавицы из камуса — шкуры с голени животных — мехом наружу. На запястье рукава имеют прорезь для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц.
Надевают малицу на голое тело. Длинный, полый внутри волос оленьего меха, прилегая к телу человека, создает свой микроклимат, сохраняя тепло. При контакте с кожей мех впитывает чрезмерную влагу. Основная, верхняя его часть всегда остается в чистоте и продолжает выполнять свои главные теплозащитные функции.
В экспозиции музея представлена меховая малица, изготовленная жительницей поселка Ханымей Оксаной Айваседо.
Изготовлением одежды занимаются исключительно женщины. Шьют ее нитками, сделанными из ножных и спинных сухожилий оленя. Зимняя малица представляет собой глухую, без разреза, верхнюю одежду, сшитую мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху длиной до колен. У любой малицы есть двухслойный капюшон — он заменяет мужчине шапку. По подолу малицы пришита опушка — полоса темного меха шириной примерно в двадцать сантиметров. Опушка шьется двусторонней, мехом наружу и внутрь — это делается, чтобы утяжелить нижний край одежды. Есть и еще одно практическое соображение — мех лучше отталкивает снег, подол не намокает и не портится, так продлевается срок службы малицы. В качестве дополнительной декоративной отделки над опушкой нашиваются три полоски сукна желтого, зеленого и красного цветов.
Особенностью малицы лесных ненцев является наличие спереди шва. По мнению многих исследователей, это свидетельство бытования в прошлом мужской распашной одежды. Все конструктивные швы, в том числе, и центральный, декорируются полосами сукна красного цвета. К рукавам наглухо пришиваются рукавицы из камуса — шкуры с голени животных — мехом наружу. На запястье рукава имеют прорезь для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц.
Надевают малицу на голое тело. Длинный, полый внутри волос оленьего меха, прилегая к телу человека, создает свой микроклимат, сохраняя тепло. При контакте с кожей мех впитывает чрезмерную влагу. Основная, верхняя его часть всегда остается в чистоте и продолжает выполнять свои главные теплозащитные функции.
В экспозиции музея представлена меховая малица, изготовленная жительницей поселка Ханымей Оксаной Айваседо.
#3
Полное наименование: Зимняя мужская одежда — малица
Автор: Айваседо Оксана Пачеповна
Дата создания: вторая половина XX века
Техника: ручная работа
Автор: Айваседо Оксана Пачеповна
Дата создания: вторая половина XX века
Техника: ручная работа
Место создания: посёлок Ханымей
Размеры: 130×112×65 см
Коллекция: Этнография, лесные ненцы
Правообладатель изображений: Губкинский музей освоения Севера
№ Госкаталога: ГМОС ОФ-292/2
Размеры: 130×112×65 см
Коллекция: Этнография, лесные ненцы
Правообладатель изображений: Губкинский музей освоения Севера
№ Госкаталога: ГМОС ОФ-292/2
#12
Рубаха маличная
#13
#5
Самый известный предмет гардероба лесных ненцев — малица, мужская глухая одежда, сшитая из обработанных шкур оленя мехом внутрь. Именно она помогает переживать даже самые лютые холода. Надевают малицу на голое тело. Длинный, полый внутри волос оленьего меха, прилегая к телу человека, создает свой микроклимат, сохраняя тепло. При контакте с кожей мех впитывает чрезмерную влагу. Носят малицу с наборным поясом из оленьей кожи с прикрепленными к нему ножом в ножнах, точильным бруском в специальном мешочке, шилом, мелкими костяными деталями упряжи.
Чтобы сохранить малицу от сырости, грязи и солнца с давних пор многие лесные ненцы надевают поверх нее суконную маличную рубаху. По покрою она сходна с самой малицей. Перед и спинка сшиваются из цельных кусков ткани и слегка расширяются книзу, перед немного короче, рукава расширены к проймам. Рубаха шьется без капюшона, во время носки мужчины набрасывают на голову двухслойный капюшон малицы.
Для пошива маличной рубахи используют сукно традиционных у лесных ненцев цветов — синего, зеленого или красного. Горловину, обшлага рукавов и подол украшают орнаментом контрастного цвета. Технология выполнения узоров из сукна аналогична технологии выполнения меховых орнаментов: две части контрастных цветов, одинаковые по форме, располагаются зеркально друг другу и сшиваются мелким стежком «через край». Дополнительно используется способ аппликации — орнамент создают, нашивая на сукно основного цвета контрастные лоскуты.
У лесных ненцев каждый цвет в одежде несет определенную символику. Так, например, зеленый — цвет травы, весны и лета, красный — цвет огня, тепла или крови, цвет зарождения жизни. Огонь, тепло, солнце и свет носят с собой люди в одежде, орнаментированной полосами сукна красного цвета.
В экспозиции музея представлена маличная рубаха, переданная в его фонды Ховку Пяком, жителем стойбища Дянки-Кой. Для ее пошива использовано сукно традиционного зеленого цвета, в качестве декоративной отделки применено красное сукно. По обшлагам рукавов и подолу пришита контрастная полоса, ворот орнаментирован рядом треугольников.
Чтобы сохранить малицу от сырости, грязи и солнца с давних пор многие лесные ненцы надевают поверх нее суконную маличную рубаху. По покрою она сходна с самой малицей. Перед и спинка сшиваются из цельных кусков ткани и слегка расширяются книзу, перед немного короче, рукава расширены к проймам. Рубаха шьется без капюшона, во время носки мужчины набрасывают на голову двухслойный капюшон малицы.
Для пошива маличной рубахи используют сукно традиционных у лесных ненцев цветов — синего, зеленого или красного. Горловину, обшлага рукавов и подол украшают орнаментом контрастного цвета. Технология выполнения узоров из сукна аналогична технологии выполнения меховых орнаментов: две части контрастных цветов, одинаковые по форме, располагаются зеркально друг другу и сшиваются мелким стежком «через край». Дополнительно используется способ аппликации — орнамент создают, нашивая на сукно основного цвета контрастные лоскуты.
У лесных ненцев каждый цвет в одежде несет определенную символику. Так, например, зеленый — цвет травы, весны и лета, красный — цвет огня, тепла или крови, цвет зарождения жизни. Огонь, тепло, солнце и свет носят с собой люди в одежде, орнаментированной полосами сукна красного цвета.
В экспозиции музея представлена маличная рубаха, переданная в его фонды Ховку Пяком, жителем стойбища Дянки-Кой. Для ее пошива использовано сукно традиционного зеленого цвета, в качестве декоративной отделки применено красное сукно. По обшлагам рукавов и подолу пришита контрастная полоса, ворот орнаментирован рядом треугольников.
#6
Полное наименование: Рубаха маличная
Автор: Пяк Ховку Ильмович
Дата создания: вторая половина XX века
Техника: ручная работа
Дата создания: вторая половина XX века
Техника: ручная работа
Место создания: стойбище Дянки-Кой
Размеры: 130×65×112 см
Коллекция: Этнография, лесные ненцы.
Правообладатель изображений: Губкинский музей освоения Севера
Коллекция: Этнография, лесные ненцы.
Правообладатель изображений: Губкинский музей освоения Севера
#14
Пояс мужской
#15
#8
Главный атрибут мужской одежды у лесных ненцев в любое время года — пояс, которым подпоясывают малицу, зимнюю шубу из обработанных шкур оленя. Основа пояса делается из сыромятной оленьей кожи и украшается по всей длине медными или резными костяными бляхами, накладками разной формы или пуговицами. На поясе нет ни одного лишнего предмета — только самое необходимое и постоянно используемое в работе.
Справа к поясу подвешивается на цепочках или кожаных ремешках нож с ножнами. Это главный предмет для любого ненца, мальчиков учат обращаться с ним уже с раннего детства. Без ножа не разделаешь оленью тушу, не изготовишь нарты — ездовые сани, и конечно, нож — это и столовый прибор. Крепление ножа справа на мужском поясе обусловлено посадкой мужчины на нарты с левой стороны. Слева на поясе подвешивается брусок для заточки ножа в нарядном кожаном чехле, а посередине, на цепочках — амулеты-обереги, в качестве которых используются оленьи рога, клыки, лапки или когти промысловых животных, гильзы от патронов. Но самым сильным оберегом считается клык медведя. Лесные ненцы верят, что именно он приносит удачу на охоте и защищает владельца от злых духов.
Отправляясь на промысел, мужчина дополнительно может прикрепить к поясу другие рабочие инструменты: шило, рубанок для обработки круглых деталей, деревянные палочки с зарубками, которые служат своеобразной записной книжкой. Шило необходимо для подгонки упряжи, без него не развязать ременные узлы, особенно в дождливую или морозную погоду.
Пояс спереди застегивается на тяжелую, с прорезным узором, медную, а иногда костяную пряжку. Такие пряжки — предмет щегольства и гордости хозяина. Накладные поясные украшения располагаются на наружной стороне пояса и крепятся к нему с помощью кожаных ремешков.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлен мужской пояс, все декоративные накладные элементы которого, включая пряжку, ножны, рукоятку ножа, выполнены из рога оленя. Пояс передан в музей мастером декоративно-прикладного творчества Сергеем Ледковым.
Справа к поясу подвешивается на цепочках или кожаных ремешках нож с ножнами. Это главный предмет для любого ненца, мальчиков учат обращаться с ним уже с раннего детства. Без ножа не разделаешь оленью тушу, не изготовишь нарты — ездовые сани, и конечно, нож — это и столовый прибор. Крепление ножа справа на мужском поясе обусловлено посадкой мужчины на нарты с левой стороны. Слева на поясе подвешивается брусок для заточки ножа в нарядном кожаном чехле, а посередине, на цепочках — амулеты-обереги, в качестве которых используются оленьи рога, клыки, лапки или когти промысловых животных, гильзы от патронов. Но самым сильным оберегом считается клык медведя. Лесные ненцы верят, что именно он приносит удачу на охоте и защищает владельца от злых духов.
Отправляясь на промысел, мужчина дополнительно может прикрепить к поясу другие рабочие инструменты: шило, рубанок для обработки круглых деталей, деревянные палочки с зарубками, которые служат своеобразной записной книжкой. Шило необходимо для подгонки упряжи, без него не развязать ременные узлы, особенно в дождливую или морозную погоду.
Пояс спереди застегивается на тяжелую, с прорезным узором, медную, а иногда костяную пряжку. Такие пряжки — предмет щегольства и гордости хозяина. Накладные поясные украшения располагаются на наружной стороне пояса и крепятся к нему с помощью кожаных ремешков.
В экспозиции Губкинского музея освоения Севера представлен мужской пояс, все декоративные накладные элементы которого, включая пряжку, ножны, рукоятку ножа, выполнены из рога оленя. Пояс передан в музей мастером декоративно-прикладного творчества Сергеем Ледковым.
#9
Полное наименование: Пояс мужской
Автор: Ледков Сергей Васильевич
Дата создания: начало XXI века
Техника: ручная работа
Размеры: 123×6×0,4 см
Коллекция: Этнография, лесные ненцы
Правообладатель изображений: Губкинский музей освоения Севера
№ Госкаталога: ГМОС ОФ-5001
Автор: Ледков Сергей Васильевич
Дата создания: начало XXI века
Техника: ручная работа
Размеры: 123×6×0,4 см
Коллекция: Этнография, лесные ненцы
Правообладатель изображений: Губкинский музей освоения Севера
№ Госкаталога: ГМОС ОФ-5001
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Малица, Рубаха маличная, Пояс мужской
Коллекция
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться